Состав Комиссии Курского УФАС России по М.В.Волкова председатель Комиссии, контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и А.Ю.Боева член Комиссии, муниципальных нужд (далее - Комиссия): Е.В. Додонова член Комиссии, Заявитель Общества с ограниченной ответственностью "Строй план" (далее - ООО "СТП") Ф.И.О. участвующих в заседании Айдемиров Д. Т. (по доверенности, личность представителя (-ей) заявителя удостоверена) Заказчик Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ушаковская 2 средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области (далее - МБОУ "Ушаковская средняя общеобразовательная школа") Ф.И.О. участвующих в заседании Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и представителя (-ей) заказчика месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) Уполномоченное учреждение Министерство имущества Курской области Ф.И.О. участвующих в заседании Ворушилина Т.А. (по доверенности, личность представителя (-ей) уполномоченного органа удостоверена) Способ определения поставщика Электронный конкурс Закупка N 0144200002424000075 Объект закупки Капитальный ремонт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области. Начальная (максимальная) цена контракта 22 817 269 руб. 60 коп.
Дата размещения извещения об 26.04.2024 осуществлении закупки Изменение (-я) извещения об осуществлении - закупки (при наличии) Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в - единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) Дата окончания подачи заявок на участие в 14.05.2024 закупке Количество заявок, признанных 3 (три), идентификационные номера заявок соответствующими установленным 694871,683022 , 702653. требованиям (при наличии) Количество заявок, в отношении которых 1 (одна) идентификационный номер 701987 принято решение об отклонении (при наличии) Дата заключения заказчиком контракта по Контракт не заключен итогам проведения закупки (при наличии) Национальный проект - Заседание проведено дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0082445926, на заседании велась аудиозапись. Довод (-ы) жалобы:
- по мнению заявителя, комиссией по осуществлению закупок заказчика в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...") принято незаконное решение об отклонении заявки заявителя с идентификационным номером заявки 701987.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле: 3 - представитель уполномоченного органа на заседании комиссии и в письменном объяснении представленном в материалы дела, возражал против довода жалобы, указала, что действия конкурсной комиссии не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель заявителя поддержал довод жалобы в полном объеме. По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Частью 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Пунктом 1 ч.1 ст.43 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Частью 2 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе..." определено содержание и состав заявок на участие в электронном конкурсе.
В соответствии с ч.1 ст.52 ГрК РФ Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Как установлено ч.2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей. 4 Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Документом, подтверждающим членство в саморегулирующей организации, является выписка из реестра членов саморегулируемых организаций, форма, которой установлена приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации. Исходя из системного толкования положений части 4, 5, 7, 8 статьи 55.8 ГрК РФ контроль за соответствием уровня ответственности члена СРО осуществляет саморегулируемая организация, а член СРО, в свою очередь, имеет возможность увеличить размер внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Указанный вывод согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Решении ФАС России от 31.03.2022 по делу N28/06/105- 950/2022.
Как следует из сведений открытой части ЕИС, объектом закупки является - Капитальный ремонт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области, НМЦК - 22 817 269 руб. 00 коп. При таких обстоятельствах, учитывая положения ГрК РФ, Заказчик обязан при размещении извещения об осуществлении закупки установить требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, как это предусмотрено п.1 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...". В пп. н п. 2 п. 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
И установлено следующее: " Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, информация о котором должна содержаться в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (далее - Реестр) с наличием сведений в Реестре: 5 1) права выполнения работ, являющихся объектом по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
2) права, предусмотренного ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- членом саморегулируемой организации должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере, соответствующем определенному уровню ответственности, достаточном для заключения контракта по результатам данной закупки;
- саморегулируемая организация (СРО), в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Вышеуказанные требования не распространяются:
-на участников закупки, которые предложат цену контракта 10 миллионов рублей и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу части 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
-на лиц, которые перечислены в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предоставление копий документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, в составе заявки не требуется". Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривающие: исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации; ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. С учетом положений части 2 статьи 71 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315- ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Учитывая изложенное, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении правомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации. При этом, также правомерно требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Согласно ч.15 ст.48 ФЗ "О контрактной системе..." не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии 6 со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного конкурса NИЭОК1 от 16.05.2024, заявка с идентификационным номером 701987 была отклонена по следующим основаниям: "Отклонить заявку на участие в закупке по ч.9 ст.31 N44 ФЗ "Отстранение участника закупки". Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с п.1 ч.1 с т.31 Закона N44-ФЗ".
Заявитель в своей жалобе указал, что не согласен с таким решением, поскольку ООО "Строй план" является членом СРО. Так, в подтверждение своей правоты, заявитель указывает на то, что "согласно открытым источникам "НОСТРОЙ" общество с ограниченной ответственностью "Строй план" является членом Ассоциации "саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области" (СРО в области строительства) и имеет соответствующий уровень ответственности (первый) в фонде обеспечения договорных обязательств и в фонде возмещения вреда позволяющий ему в соответствии с установленными требованиями принять участие в закупке с ценой контракта не превышающий 90 миллионов.
Также заявитель является членом СРО в области проектирования и инженерных изысканий". В том числе, на заседании Комиссии представитель Заявителя указал, что участником в составе заявки была приложена выписка из реестра членов СРО для упрощения Комиссией процедуры оценки заявки участника. Представитель уполномоченного органа на заседании комиссии пояснила, что всеми членами комиссии уполномоченного органа на разных компьютерах была проведена проверка наличия сведений о членстве в СРО по всем участникам торгов с идентификационными номерами заявок 694871, 683022, 702653, 701987 на сайте единого реестра "НОСТРОЙ" (https :// restr . nostroy . ru / ), поиск участников осуществлялся по идентификационному номеру налогоплательщика (далее - ИНН), комиссия руководствовалась исключительно положениями извещения об осуществлении закупки и оценивала заявки участников на соответствие требованиям извещения, сформированного заказчиком. Сведения о членстве ООО "Строй план" не подтвердились. В подтверждение сказанного, в материалы дела уполномоченным органом представлен скрин-шот страницы "НОСТРОЙ" от 16.05.2024 08:34 МСК с поиском сведений о ООО "Строй план" по ИНН. По иным реквизитам поиск не осуществлялся. Комиссия контрольного органа со своей стороны при проведении проверки доводов заявителя и внеплановой проверке ознакомившись с интерфейсом сайта единого реестра "НОСТРОЙ" установила, что поиск по реквизитам доступен, как по ИНН, так и по ОГРН и наименованию юридического лица. Так, при введении данных ИНН 4617006384 в поисковую строку отображается информация о наличии членства "наименование СРО" - "Ассоциация "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области".
Дата регистрации - "18.04.2023". аналогично и при поиске по ОГРН. Но на дату подведения итогов - 16.05.2024, предположительно, по техническим причинам, такая информация доступной не была, в связи с чем у комиссии по осуществлению закупок имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя с идентификационным номером 701987.
При таких обстоятельствах, подтверждается, что ООО "Строй план", являясь членом СРО, соответствует требованиям предъявляемым к участникам закупки, и следовательно, в протоколе подведения итогов от 16.05.2024 размещена недостоверная информация в части причины принятия решения комиссией уполномоченного органа с учетом выявленных по настоящему делу обстоятельств. Изучив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела сторонами документы и сведения, данные, находящиеся в открытом доступе, Комиссия Курского УФАС России приходит к 7 выводу, что довод жалобы частично нашел подтверждение материалами дела. В этой связи, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя - ООО "Строй план" Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания по делу по закупке N0144200002424000075.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строй план" обоснованной в части нарушения комиссией уполномоченного органа ч.3 ст.7 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать комиссию уполномоченного органа нарушившей требования ч.3 ст.7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии -Додонову Е.В.
5.Передать материалы дела N046/06/48-331/2023 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области. Председатель комиссии М.В. Волкова Члены комиссии: А.Ю.Боева Е.В.Додонова
2024-2686
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 31 мая 2024 г. N 046/06/48-331/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024