Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Максимейко Е.В. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Хорзова О.Е. |
- начальник отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Чепурная Е.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в отсутствие представителя ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу",
рассмотрев обращение, содержащее материалы проверки КРО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу, проведенной в отношении ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" (ИНН 4205248803), указывающее на признаки нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупочных процедур в рамках государственного оборонного заказа,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступило обращение, содержащее материалы проверки КРО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу, проведенной в отношении ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу", указывающее на признаки нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупочных процедур в рамках государственного оборонного заказа.
Пунктом 1 акта ведомственного контроля от 07.03.2024 установлено следующее.
В нарушение пп. 1.1 приказа МВД России от 04.02.2014 N 70 "Вопросы организации размещения заказов на счет средств, выделяемых МВД России в рамках государственного оборонного заказа" в 40 извещениях об осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа, документы, сформированные с помощью единой информационной системы, подписаны усиленными электронными подписями лиц, не имеющих права действовать от имени заказчика.
По данному факту ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" сообщило следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Такое право закреплено в п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе, Положением (регламентом) о контрактной службе ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу", утвержденным приказом ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" от 22.04.2021 N 111, и Положением об Отделе организации закупок ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу", утвержденным приказом ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" от 14.12.2021 N 352.
В Приказе МВД России от 04.02.2014 N 70 "Вопросы организации размещения заказов за счет средств, выделяемых МВД России в рамках государственного оборонного заказа" указано о том, что руководители (начальники) территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации должны осуществлять от имени и в интересах МВД России действия по вопросам, отнесенным к компетенции органа, организации, подразделения МВД России, по размещению государственного оборонного заказа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", в пределах выделенных органу, организации, подразделению МВД России на эти цели бюджетных ассигнований без права передачи указанных полномочий.
В ст. 3 Закона о контрактной системе закупка определяется как совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных (муниципальных) нужд. В данной статье также конкретизируется, что закупка начинается с определения подрядчика (поставщика, исполнителя), а завершается исполнением обязательств по контракту. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, то есть в этот момент заказчик уведомляет о своей потребности в приобретении товаров, работ и услуг, а не осуществляет закупку.
Понятие "закупка" было введено только в 2013 году, до этого времени проведение государственных закупок называлось деятельностью по размещению государственного заказа.
Под размещением заказов в соответствии с ранее действующим Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (утратил силу с 01.01.2014) понимались осуществляемые в порядке, предусмотренном законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними контрактов, а также гражданско-правовых договоров.
Несмотря на то, что законодатель отказался от понятия "размещение государственного заказа" при осуществлении государственных закупок, отдельные нормативно-правовые акты в сфере закупок продолжают использовать категорию "государственный заказ". В частности, такая категория используется в Законе о государственном оборонном заказе.
Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную ч. 1 ст. 42 названного Закона.
В материалы рассматриваемого обращения не представлено сведений и документов, указывающих на отсутствие у должностных лиц заказчика полномочий на подписание усиленной электронной подписью извещений об осуществлении закупок в единой информационной системе.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушение требований ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 акта ведомственного контроля от 07.03.2024 установлено следующее.
В соответствии с письмом Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 03.03.2023 N 22/10-4570 "О направлении Методических рекомендаций по обращению с отходами нефтепродуктов, образующихся в деятельности подразделений и организаций МВД России", указаниями ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу от 14.03.2023 N 17/847 "Об организации работы с отходами нефтепродуктов, образующихся при проведении технического обслуживания и ремонта служебного транспорта" в государственные контракты от 29.03.2023 N 2323188100342000000000000/34-23 на сумму 1 000,0 тыс. рублей, от 13.03.2023 N 2323188100342000000000000/32-23 на сумму 2 000,0 тыс. рублей, от 15.03.2023 N 2323188100342000000000000/33-23 на сумму 1 000,0 тыс. рублей не внесены изменения, в части утилизации отработанных масел, полученных в процессе оказания услуг за счет исполнителей государственных контрактов.
В ходе проверки было заключено дополнительное соглашение от 26.02.2024 N 3 к государственному контракту от 13.03.2023 N .../32-23 о внесении соответствующих изменений.
По данному факту ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" сообщило следующее.
Отсутствие в государственных контрактах от 29.03.2023 N 2323188100342000000000000/34-23, от 13.03.2023 N 2323188100342000000000000/32-23, от 15.03.2023 N 2323188100342000000000000/33-23 положения в части утилизации отработанных масел, полученных в процессе оказания услуг за счет исполнителей государственных контрактов не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.
В силу п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе государственный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), государственным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд.
В силу ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В материалах рассматриваемого обращения отсутствуют сведения, указывающие на то, что условия, указанные в письме Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 03.03.2023 N 22/10-4570 "О направлении Методических рекомендаций по обращению с отходами нефтепродуктов, образующихся в деятельности подразделений и организаций МВД России", указаниях ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу от 14.03.2023 N 17/847 "Об организации работы с отходами нефтепродуктов, образующихся при проведении технического обслуживания и ремонта служебного транспорта", являются существенными и необходимыми для договоров данного вида.
В рассматриваемом случае отсутствие указания в государственных контрактах требований в части утилизации отработанных масел, полученных в процессе оказания услуг за счет исполнителей государственных контрактов, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Сведения, что действия заказчика повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика, отсутствуют, более того, государственные контракты исполнены в полном объеме.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 3 акта ведомственного контроля от 07.03.2024 установлено следующее.
В нарушение п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчиком в 29 (двадцати девяти) извещениях об осуществлении закупок в разделе "Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования" указан период исполнения контракта, который совпадает со сроком поставки закупаемых товаров, оказания услуг, выполнения работ, указанном в приложениях к извещениям, при этом срок оплаты закупаемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ в периоде исполнения контракта, указанном в извещениях, не учтен.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя:
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
По данному факту ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" сообщило следующее.
Установление срока исполнения контракта, равного сроку поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) не противоречит положениям Закона о контрактной системе, поскольку поставщиком (подрядчиком, исполнителем) могут быть поставлены товары (сданы работы, оказаны услуги) ранее установленного срока, в свою очередь заказчиком могут быть приняты и оплачены товары (работы, услуги) в течение одного дня.
Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная названным Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным Законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Частью 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта). Таким образом, срок оказания услуг наряду со сроками приемки и оплаты входят в понятие срока исполнения контракта.
Данная позиция изложена также в письмах Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-07/43394 "О сроке исполнения контракта в сфере закупок (отдельных этапов исполнения контракта)", от 09.08.2023 N 24-06-06/74720 "Об определении срока исполнения контракта (отдельных этапов его исполнения) и применении условий типового контракта на оказание охранных услуг".
В результате осуществления внеплановой проверки закупок в рамках государственного оборонного заказа, указанных в приложении N 4 к акту ведомственного контроля от 07.03.2024, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение, в действиях заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 7, п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Пунктом 5 акта ведомственного контроля от 07.03.2024 установлено следующее.
ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" в единой информационной системе размещено извещение об осуществлении закупки от 27.11.2023 N 0839100000323000173 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств в 2024 году в рамках государственного оборонного заказа.
Максимальное значение цены контракта составило 2 162,0 тыс. рублей.
В результате состоявшегося электронного аукциона (понижение на 3,21 %) заключен государственный контракт от 18.12.2023 N 2324188102112000000000000 /211-23 с ООО "Автокомплекс "100 процентов сервис" на сумму 2 162,0 тыс. рублей.
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в электронном документе, прикрепленном к извещению об осуществлении закупки "2. Приложение N 2 НМЦК (168-23)" содержится информация о товаре, который не относится к предмету закупки (коврики пола, чехлы на УАЗ), а также содержит позиции, имеющие одинаковое наименование запасной части для одной марки автомобиля, при этом их стоимость отличается.
Например, для марки автомобиля "Шкода Октавия" стоимость:
- "вкладыш коренной нижний/kurblager" позиций N 3099, N 3103 составляет 359,56 рублей и 1 016,57 рублей соответственно;
- "задний глушитель daempfer" позиций N 3341, N 3343 составляет 17 811,87 рублей и 25 982,49 рублей соответственно;
- "модуль боковой подушки б/о" позиций N 3578, N 3580 составляет 24 686,17 рублей и 19 588,68 рублей соответственно.
По данному факту ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" сообщило следующее.
Объектом закупки являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств по позиции КТРУ 45.20.10.000-00000002 "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств" и относятся на подстатью 225 КОСГУ "Работы, услуги по содержанию имущества".
Проектом контракта предусмотрено, что оплата за оказанные услуги осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги, и цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.
Положениями извещения об осуществлении закупки передача отдельных товаров по товарной накладной или акту не предусмотрена, используемые для работ запасные части не принимаются к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", также в составе заявки участник должен предоставить лишь согласие на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
В соответствии с ч. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В позиции КТРУ 45.20.10.000-00000002 "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств" отсутствует описание такой услуги.
Учитывая изложенное ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" считает, что коврик для пола, чехол на УАЗ, запасные части с одинаковым наименованием не являются объектом закупки, а применение их при расчете начальной (максимальной) цены контракта не является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.
В рассматриваемом случае Комиссия Новосибирского УФАС России придерживается позиции о возможности включения в перечень товаров, подлежащих использованию при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств заказчика информации о товарах, используемых при выполнении таких работ (коврики пола, чехлы на УАЗ и тд.) с целью определения начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, максимального значения цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить), при условии, что в рамках закупки предусматривается замена, техническое обслуживание, ремонт, уже имеющихся у заказчика товаров (по наименованию), и (или) в случае соблюдения требований ст. 19, ст. 33 Закона о контрактной системе.
В случае включения в перечень товаров, подлежащих использованию при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств заказчика, информации о поставке и (или) установке таких товаров как дополнительного оборудования (товара), указанные действия могут быть квалифицированы как нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также необходимо отметить, что в электронном документе, прикрепленном к извещению об осуществлении закупки "2. Приложение N 2 НМЦК (168-23)", отсутствуют указания на номенклатурные (каталожные) номера запчастей, в связи с чем определить полную идентичность товаров (вкладыш коренной нижний/kurblager - позиции N 3099, N 3103; задний глушитель daempfer - позиции N 3341, N 3343; модуль боковой подушки б/о - позиций N 3578, N 3580) не представляется возможным.
В рассматриваемом случае Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Установить в действиях ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, указывающее на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
Е.В. Максимейко |
Члены Комиссии: |
|
О.Е. Хорзова
Е.В. Чепурная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 23 мая 2024 г. N 054/06/100-1066/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024