Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Максимейко Е.В. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Хорзова О.Е. |
- начальник отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Чепурная Е.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в присутствии врид начальника ФГКУ "9 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии" Васильева Андрея Игоревича, помощника начальника по правовой работе ФГКУ "9 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии" Чистова Андрея Анатольевича (по доверенности),
в присутствии генерального директора ООО "Виту Проект" Архипова Сергея Васильевича, представителей ООО "Виту Проект" Гладун Юлии Александровны, Васюткиной Марии Алексеевны (по доверенностям),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика ФГКУ "9 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии" (ИНН 5406124782, КПП 540601001) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Виту Проект" (ИНН 7722631086, КПП 774301001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 14.07.2020 N 2021180200042005406124782/4 на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 3695, г. Ангарск, Иркутской области. Реконструкция казармы под общежитие квартирного типа для военнослужащих по контракту" в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 201540612478254060100100020017112000,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика ФГКУ "9 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Виту Проект" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 14.07.2020 N 2021180200042005406124782/4 на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 3695, г. Ангарск, Иркутской области. Реконструкция казармы под общежитие квартирного типа для военнослужащих по контракту" в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 201540612478254060100100020017112000.
Из поступившего обращения, а также пояснений ООО "Виту Проект", представленных в материалы рассматриваемого обращения, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Между ФГКУ "9 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии" и ООО "Виту Проект" был заключен государственный контракт от 14.07.2020 N 2021180200042005406124782/4 на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 3695, г. Ангарск, Иркутской области. Реконструкция казармы под общежитие квартирного типа для военнослужащих по контракту" в рамках государственного оборонного заказа (далее - контракт).
Цена контракта - 3 453 449,50 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта генподрядчик обязуется в установленный контрактом срок по заданию заказчика выполнить работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 3695, г. Ангарск, Иркутской области. Реконструкция казармы под общежитие квартирного типа для военнослужащих по контракту" и передать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить их оплату в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В силу п. 4.2.1 контракта генподрядчик обязан выполнить предусмотренные контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с техническим заданием и иными исходными данными, а также в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области проектирования, технических регламентов и иных действующих нормативных документов Российской Федерации (в том числе в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию").
Пунктом 6.1 контракта предусмотрено, что по завершении в установленные календарным планом сроки выполнения работ (отдельных видов работ) по контракту генподрядчик передает по накладной проектно-сметную документацию ("Инженерные изыскания", "Проектная документация", "Рабочая документация") - 4 экз. в сброшюрованном виде альбомов формата А3/А4 и копию в электронном виде на CD/DVD диске(-ах) (с разбивкой файлов по листам в соответствии с документацией на бумажном носителе) - 2 экз.:
- текстовые файлы в среде Word;
- чертежи в формате PDF (*pdf) и DWG (*dwg);
- сметы в формате "gsfx" (либо формате, полностью интегрируемом с форматом "gsfx") и в среде Excel.
В силу пп. 2.9 п. 2.2 раздела 2 технического задания (приложение N 1 к контракту) результатом работ является разработанная в полном объеме в соответствии с техническим заданием, утвержденная заказчиком проектная и рабочая документация для строительства объекта и документы, содержащие результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В силу п. 3 технического задания (приложение N 1 к контракту) сроки выполнения работ установлены не позднее 01.06.2021.
Согласно п. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика, результатов инженерных изысканий.
Письмом от 16.11.2020 N 20/1409 ООО "Виту Проект" уведомило заказчика о необходимости проведения дополнительных работ и инженерно-гидрометеорологических изысканий, а также микросейсморайонировании для объекта строительства, поскольку у переданных в адрес генподрядчика материалах по инженерным изысканиям срок действия был истекшим.
Установлено, что с момента заключения контракта ООО "Виту Проект" неоднократно запрашивало у заказчика необходимые для исполнения обязательств исходные данные, в том числе, заключение по обследованию строительных конструкций казармы, поскольку представленные материалы обследования не соответствовали техническому заданию на обследование и требованиям ГОСТ 31937-2011 (исх. от 26.01.2021 N 21/53, исх. от 24.03.2021 N 21/295, исх. от 24.03.2021 N 21/306).
При этом ООО "Виту Проект" сообщало, что в случае отсутствия необходимых исходных данных возможно получение отрицательного заключения государственной экспертизы.
Письмом от 24.04.2021 N 940/22-491 заказчиком в адрес ООО "Виту Проект" были направлены частично запрашиваемые исходные данные, а также замечания по представленной на экспертизу проектной документации.
Так, в части обследования строительных конструкций зданий и сооружений сообщалось о том, что представленные материалы обследования не соответствовали техническому заданию на обследование, требованиям ГОСТ 31937-2011 (раздел 5, часть 5 (п.п. 5.1.1, 5.1.5, 5.1.10, 5.1.12, 5.1.15), часть 5.2 (п.п. 5.2.2, 5.2.6, 5.2.18, 5.2.19).
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) (п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011). При этом, эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается (п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011).
В связи с отсутствием запрашиваемых генподрядчиком исходных данных, руководствуясь п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, письмом от 31.05.2021 N 21/509 ООО "Виту Проект" уведомило заказчика о приостановке с 01.06.2021 выполнения проектно-изыскательских работ по объекту.
По состоянию на сентябрь 2021 года необходимые для выполнения работ исходные данные от заказчика не поступали, требования о необходимости возобновления работ не сообщались.
В последующем, в связи с тем, что при первоначальном расчете смет и составлении технического задания на инженерные изыскания по объекту не были учтены затраты на инженерные изыскания "сейсмического микрорайонирования", необходимые в соответствии с требованиями нормативных документов, ООО "Виту Проект" обратилось к заказчику о необходимости включить в контракт соответствующие работы.
Сведения об внесении соответствующих изменений в контракт в материалах рассматриваемого обращения отсутствуют.
Письмом от 04.02.2022 N 22/74 ООО "Виту Проект" повторно сообщило заказчику о необходимости представить исходные данные, без которых получение положительного заключения государственной экспертизы не представлялось возможным.
В мае-июне 2022 года генподрядчиком было проведено дополнительное обследование и выдано заключение по оценке технического состояния строительных конструкций здания казармы, сторонами контракта был подписан акт от 01.09.2022 N 34 о приемке выполненных работ.
На основании результатов проведенного обследования, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 техническое состояние объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, мкр. Новый-4, стр. 100, было квалифицированно как ограниченно-работоспособное. Также по результатам анализа узлов сопряжения несущих конструкций и типа проекта было установлено, что необходимо выполнить мероприятия, препятствующие прогрессирующему обрушению, так как устойчивость здания не обеспечена.
Для дальнейшего обеспечения исполнения контракта заказчиком должен был быть произведен расчет прогрессирующего обрушения здания, при этом, указанный расчет представлен не был.
Дополнительным соглашением от 25.10.2022 N 7 к контракту сторонами были согласованы сроки действия контракта до 01.08.2023.
13.02.3023 ФГКУ "Центр государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии" было выдано отрицательное заключение государственной экспертизы проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 3695, г. Ангарск, Иркутской области. Реконструкция казармы под общежитие квартирного типа для военнослужащих по контракту" (заключение от 13.02.2023 N 38-1-2-006323-2023).
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ФГКУ "9 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии" пояснил, что в последующем учреждением было принято решение о нецелесообразности выполнения работ по объекту.
Руководствуясь ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9, ч. 11 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п.п. 9.2, 9.4 контракта, заказчик принял и разместил в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.05.2024.
17.05.2024 решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
По факту расторжения контракта Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ст. 717 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.
Оценивая действия ООО "Виту Проект", направленные на исполнение контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В силу пп. а) п. 13 Правил N 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. б) п. 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 названных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 указанных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В материалы рассматриваемого обращения не представлено сведений и документов, действительно указывающих на недобросовестное поведение ООО "Виту Проект" при исполнении обязательств по контракту, в том числе, общество уведомляло заказчика о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению работ в соответствии с требованиями контракта. Также ООО "Виту Проект" частично исполнило свои обязательства, проводило необходимые дополнительные работы, надлежащим образом взаимодействовало с заказчиком путем проведения переговоров (переписка).
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ФГКУ "9 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии" пояснил, что учреждение, по факту исполнения обязательств по контракту в части выполнения работ, претензий к ООО "Виту Проект" не имеет.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Законом о контрактной системе.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Комиссией Новосибирского УФАС России из представленных сведений и документов установлено, что ООО "Виту Проект" не имело намерений (умысла) отказываться от исполнения контракта, однозначных доказательств, свидетельствующих о намеренном поведении ООО "Виту Проект", направленном на неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России не имеется.
Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ч. 16 ст. 95, п. 5 ч. 15 ст. 99, ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения ФГКУ "9 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Виту Проект" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 14.07.2020 N 2021180200042005406124782/4 на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 3695, г. Ангарск, Иркутской области. Реконструкция казармы под общежитие квартирного типа для военнослужащих по контракту" в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 201540612478254060100100020017112000, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
Е.В. Максимейко |
Члены комиссии |
О.Е. Хорзова
Е.В. Чепурная
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 мая 2024 г. N 054/06/104-1038/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024