Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, В.А. Мардаровская, рассмотрев дело N061/06/42-1569/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358300280424000139 "Поставка медицинского оборудования для нужд ГБУ РО "ГКБ N 20" в г. Ростове-на-Дону" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), при участии представителя Заявителя - Хидирова Г.А. (доверенность от 16.05.2024), при личном участии представителя Заказчика - Самодурова Б.С. (доверенность от 12.01.2024),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ИП Арзуманова Г.Г. на действия ГБУ РО "Городская клиническая больница N 20" в г. Ростове-на-Дону при разработке извещения о проведении электронного аукциона. Заказчик в возражениях на жалобу:
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- разъяснил причины определения оспариваемых условий положений извещения о проведении закупки;
-представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.05.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358300280424000139, согласно которому:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 13.05.2024 08:00 (МСК);
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 19 827 463,67 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2024 на участие в закупке подано 2 заявки, которые в последующем признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими требованиям извещения. 1.
По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно установлены преимущества организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 29 Закона действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов. Частью 3 статьи 29 Закона перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень товаров, работ, услуг при осуществлении которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона (далее - Перечень). Из анализа извещения следует, что объектом закупки является стерилизатор паровой для неупакованных изделий. Заказчик в извещении о проведении аукциона
установил
код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки". Кроме того, при формировании извещения Заказчиком установлены преимущества организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона - 15 %.
Отклоняя довод Заявителя, Комиссия руководствуется следующим. В Перечень включена позиция с кодом ОКПД2 32.50.50 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" (п. 96 Перечня).
Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), в ОКПД2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: XX класс XX.X подкласс XX.XX группа XX.XX.X подгруппа XX.XX.XX вид XX.XX.XX.XX0 категория XX.XX.XX.XXX подкатегория На основании изложенного, закупаемый Заказчиком товар с кодом ОКПД2 32.50.50.190 является подкатегорией кода ОКПД2 32.50.50, входящего в Перечень.
Таким образом, Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о том, что товар, являющийся объектом закупки, входит в Перечень, в связи с чем Заказчиком надлежащим образом установлены преимущества в соответствии со ст. 29 Закона. Довод жалобы признан необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы, проект контракта содержит положения не соответствующие действующему законодательству о контрактной системе.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. При этом, положениями п. 2.2 проекта контракта определено следующее: "Цена Контракта, составляет ( ) руб. коп., включая НДС ( ) руб. коп. (если НДС не облагается, указать основание. В случае если контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта).". В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании проекта контракта руководствовался типовым контрактом, утвержденным приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий". При этом, Комиссия отмечает, что типовые условия контрактов, утвержденные до 01.01.2022, п рименяются в части, не противоречащей редакции За кона , которая действует на момент применения, до утверждения Правительством РФ в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе типовых условий контрактов. Учитывая изложенное, Заказчик, разместив проект контракта не в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, нарушил ч. 13 ст. 34 Закона. 3.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Извещении ненадлежащим образом применены положения Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
В силу ч.4 ст.14 Закона, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п.1.1 Приказа N126н, при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. Как определено описанием объекта закупки, приобретаемым Заказчиком товаром является стерилизатор паровой для неупакованных изделий с кодом КТРУ 32.50.50.190-00000064.
Данное медицинское оборудование входит в приложение N1 и приложение N2 Приказа N 126н. В извещении о проведении закупки установлено: "Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15 %".
При этом, в ходе рассмотрения дела, представитель Заказчика пояснил, что указанная закупка проводится не в рамках национального проекта. С учетом изложенного, довод жалобы признан необоснованным.
4. По мнению Заявителя, описание объекта изложено таким образом, что у участников закупки нет возможности корректно подать предложение о товаре, а именно объем камеры не соответствует габаритным размерам, указанным в описании объекта закупки. Так, при описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие характеристики, в том числе: Участник закупки указывает в заявке Объем камеры 1.1.5 не менее 890 л Количественная конкретное значение (вместимость) характеристики Максимальное значение Участник закупки указывает в заявке Диапазона глубины не более 1900 мм Количественная конкретное значение камеры характеристики 1.1.6 Минимальное значение Участник закупки указывает в заявке Диапазона глубины не менее 1800 мм Количественная конкретное значение камеры характеристики Максимальное значение Участник закупки указывает в заявке Диапазона ширины не более 667 мм Количественная конкретное значение камеры характеристики 1.1.7 Минимальное значение Участник закупки указывает в заявке Диапазона ширины не менее 655 мм Количественная конкретное значение камеры характеристики Максимальное значение Участник закупки указывает в заявке Диапазона высоты не более 667 мм Количественная конкретное значение камеры характеристики 1.1.8 Минимальное значение Участник закупки указывает в заявке Диапазона высоты не менее 655 мм Количественная конкретное значение камеры характеристики Произведя математический расчет, Заявитель указывает, что полученные значения не соответствуют требуемым габаритным размерам, как минимальным, так и максимальным. При этом, Комиссия отмечает, что положениями извещения, в том числе описанием объекта закупки, инструкцией по заполнению заявки, не предусмотрено требование о необходимости математического соответствия вышеуказанных показателей. Изучив заявки поданные на участие в оспариваемом аукционе, представленные оператором электронной площадки, Комиссия установила, что участниками закупки предложены к поставке товары с характеристиками входящими в диапазон значений, определенных описанием объекта закупки. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы. 5.
Заявитель полагает, что Заказчику надлежало при формировании извещения и описания объекта закупки использовать позицию КТРУ 32.50.12.190-00000042 "Стерилизатор паровой", поскольку, по его мнению, данная позиция наиболее соответствует объекту закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил формирования каталога код вида медицинского изделия указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Заказчик при описании объекта закупки применил позицию КТРУ 32.50.50.190-00000064 "Стерилизатор паровой для неупакованных изделий", согласно справочному описанию которой: "Работающее от сети (сети переменного тока) устройство, разработанное для полного уничтожения и/или инактивации микроорганизмов на медицинских изделиях, не помещенных в упаковку для стерилизации, с использованием сжатого пара (т.е., влажного тепла) в качестве стерилизующего вещества; используется для стерилизации изделий, не чувствительных к воздействию высоких температур, воды или пара. Как правило, состоит из камеры с полками, в которую после очистки от основных загрязнений помещают медицинские изделия; средства подачи пара в камеру; а также элементов управления для регулировки времени и/или температуры стерилизации. Доступны изделия различных форм и размеров, включая автономные и настольные блоки.". Позиция КТРУ 32.50.12.190-00000042 "Стерилизатор паровой" имеет следующую справочную информацию: "Работающее от сети (сети переменного тока) устройство, разработанное для полного уничтожения и/или инактивации микроорганизмов на медицинских изделиях и связанных с ними предметах с использованием сжатого пара (т.е., влажного тепла) в качестве стерилизующего вещества; используется для стерилизации изделий, не чувствительных к воздействию высоких температур, воды или пара. Как правило, состоит из камеры с полками, в которую помещают медицинские изделия; может использоваться для стерилизации как упакованных, так и неупакованных изделий. Доступны изделия различных форм и размеров, включая автономные и настольные блоки". В ходе заседания Комиссии Ростовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что потребность Заказчика заключается в приобретении стерилизатора именно для неупакованных изделий, для оказания неотложной, экстренной медицинской помощи.
В силу ч.2 ст.19 Закона, для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, антимонопольный орган не наделен полномочиями проверять потребность Заказчика для решения возложенных на него задач. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2021 NФ08-12521/2020 по делу NА53-13738/2020.
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что из анализа ч.4 ст.106 Закона следует, что именно на Заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов. Заявитель не представил доказательства, однозначно свидетельствующие о неправомерном применении Заказчиком позиции КТРУ, которой он руководствовался при описании объекта закупки и формировании извещения, ограничении потенциального круга участников закупки и лишении Заявителя возможности подать заявку на участие в аукционе.
На основании изложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу жалобы, совокупности характеристик товара соответствует товар единственного производителя - АО "ТЗМОИ".
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Из совокупного толкования п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Положения законодательства о контрактной системе не обязывают заказчика формировать описание объекта закупки так, чтобы оно соответствовало всем товарам, представленным на соответствующем рынке, либо соответствовало товарам только российского происхождения.
Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 19.04.2023 N ПИ/30510/23, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя. Вместе с тем, Заказчиком представлена информация, согласно которой описанию объекта закупки соответствует следующий товар:
- Стерилизатор паровой с автоматическим управлением PHS (ПиЭйчЭс) - 800 по ТУ 9451- 173-12517820-2013; производитель АО "ТЗМОИ", страна происхождения: Российская Федерация; РУ NРЗН 2014/2144 от 25.02.2020;
- Стерилизатор паровой марки DGM с принадлежностями в следующем исполнение: AND- 800; производитель "СМС Сп. з о.о."; страна происхождения: Польша; РУ N ФСЗ 2009/03688 от 16.06.2022.
При этом, Заявителем в порядке ч. 4 ст. 106 Закона не представлены доказательства обоснованности довода жалобы, в т.ч. того, что сформированное Заказчиком описание объекта закупки привело к необоснованному ограничению круга потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 13 ст. 34 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о приведении проекта контракта в соответствии с требованиями Закона и настоящего решения на стадии его направления победителю аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова В.А. Мардаровская Исп.Мардаровская В.А. тел.(863)240-86-88. вн.161-134
2024-9948
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 мая 2024 г. N 061/06/42-1569/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024