Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Михарская, рассмотрев дела N 061/06/42-1644/2024, N 061/06/42-1694/2024, возбужденные по жалобам Заявителей на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358100011624000258 "Поставка медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации)" (далее - аукцион, закупка), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителей: Заказчика - Карташовой Т.В. (доверенность от 18.01.2022 г. N 06); Заявителя 1 - Гавриловой Н.В. (доверенность от 01.03.2024 г. б/н); Заявителя 2 - Барабанова Д.А. (доверенность от 16.01.2024 г. б/н),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на положения Извещения об осуществлении закупки. Заказчик предоставил письменные пояснения по доводам жалоб.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 99 Закона в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 07.05.2024 г. размещено о Извещение о проведении электронного аукциона. 2024-10200 08.05.2024 г., 13.05.2024 г. в Извещение внесены изменения, согласно которым:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 17.05.2024 06:45;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 54 633 701.33 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 17.05.2024 г. аукцион признан несостоявшимся, так как на участие в закупке поступила только одна заявка; заявка признана соответствующей требованиям Закона и Извещения. Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение". Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
Согласно доводов жалоб Заявителей, при описании объекта закупки Заказчиком неправомерно установлены характеристики совокупности которых соответствует товар единственного производителя - "Олимпас Медикал Системс Корп.". Так, Заказчиком установлено, в том числе: "Требования к совместимости закупаемого оборудования с оборудованием, имеющимся у Заказчика:
- с видеоэндоскопами 180 и 190 серии товарного знака "Olympus", имеющимися у Заказчика, для создания единой системы и возможности использования всего парка эндоскопов, имеющегося у Заказчика;
- с центром эндоскопическим ультразвуковым EU-ME1, ультразвуковыми эндоскопами, ультразвуковыми зондами товарного знака "Olympus", имеющимися у Заказчика, для наблюдения ультразвуковых изображений и выявления онкологических патологий в режиме реального времени, а так же их сохранения в памяти центра". Оценивая доводы жалобы, Комиссия руководствуется следующим: В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Из совокупного толкования п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Запрещено совершение заказчиками и участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (п. 2 ст. 8 Закона). Исходя из положений законодательства о контрактной системы в сфере закупок, ФАС России выработана правовая позиция, согласно которой объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя (Письмо от 19.04.2023 г. N ПИ/30510/23).
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере 2024-10200 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Недопустимость включения таких требований к товару, которые соответствуют товару единственного производителя, подтверждается судебными актами по делам NА53-1823/2022, NА53-40851/2023, NА53-36800/2023, NА53-44262/2023, NА59-4716/2020, NА50-9033/2017, NА40-44020/2021, NА63-4016/2021.
Оценивая доводы сторон, Комиссия обращает внимание на следующее. Объектом настоящей закупки является оборудование "Система эндоскопической визуализации" код КТРУ: 26.60.12.119-00000374 в количестве 2 штуки.
Согласно описанию по классификатору: Система эндоскопической визуализации - Комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.
Согласно описанию объекта закупки, оборудование, требуемое к поставке:
- "Система эндоскопической визуализации", включает: Видеоинформационный эндоскопический центр с встроенным источником света или отдельное модульное строение 1 шт., Видеогастроскоп 2 шт., Видеогастроскоп 1 шт., Видеомонитор 1 шт., Аппаратная стойка 1 шт.;
- "Система эндоскопической визуализации", включает: Видеоинформационный эндоскопический центр с встроенным источником света или отдельное модульное строение 1 шт., Колоновидеоскоп 2 шт., Видеомонитор 1 шт., Аппаратная стойка 1 шт.
Таким образом, учитывая описание объекта закупки и выбранный Заказчиком код позиции КТРУ, в рамках закупки предполагается поставка укомплектованного оборудования полностью готового к эксплуатации без каких-либо дополнительных составляющих. Следовательно, из письменных пояснений Заказчика, предоставленных в материалы, положений Извещения не усматривается информации, в порядке ст. 33 Закона, о специфике использования закупаемого медицинского оборудования, которой обусловлено установление особых характеристик товара, ограничивающих возможность предложить товар иного производителя, доказательств наличия такой специфики Заказчик не представил и на заседание Комиссии Ростовского УФАС России. Напротив, Заказчиком в материалы дела представлена сравнительная таблица, подтверждающая соответствие еще 2 (двух) товаров различных производителей сформированным в извещении параметрам оборудования, при условии отсутствия требования к совместимости:
- видеопроцессор медицинский эндоскопический "Пентакс" EPK-i7010 с принадлежностями (ФСЗ N2012/13385);
- видеопроцессор эндоскопический с принадлежностями, "Фуджифильм Корпорейшн" вариант исполнения: VP-7000, источник света эндоскопический, вариант исполнения: BL-7000 (ФСЗ N2011/10274, ФСЗ N2011/10109).
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не предоставлены документы и сведения, подтверждающие наличие иного оборудования, соответствующего всей совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, кроме товара производителя - "Олимпас Медикал Системс Корп.". Кроме того, доводы жалоб подтверждаются одной поданной заявкой на участие в аукционе, содержащей предложение о поставке товара производителя "Олимпас Медикал Системс Корп.". При таких обстоятельствах, Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 42 Закона при формировании описания объекта закупки. Жалобы признаны обоснованными. 2024-10200 На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст.ст. 99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Ренесанс-Мед", ООО "АПгрейт" обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Выдать, Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об отмене сформированного протокола и внесении изменений в извещение.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Михарская Исп.Михарская А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-139 2024-10200
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 мая 2024 г. N 167/25
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024