Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Вертий, по итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона N0358100034524000008 "Оказание услуг по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом с экипажем" (далее - аукцион), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) в присутствии представителя Заявителя - Овчинникова М.Н. (доверенность от 01.05.2024), представителей Заказчика - Глухова А.И. (доверенность от 20.05.2024), Макаренко А.С. (доверенность от 28.12.2023),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 06.05.2024 поступила жалоба ООО "ММА" на действия аукционной комиссии Ростовского филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"в г. Ростове-на-Дону. 07.05.2024 Заявителем посредством Единой информационной системы осуществлен отзыв жалобы. Комиссией Ростовского УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на основании указанной жалобы и в соответствии с ч.15 ст.99 Закона.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 19.04.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 27.04.2024 09:25 (МСК); 2024-10139 -начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 5 133 461, 40 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.05.2024 NИЭА1, на участие в закупке подано 7 (семь) заявок, все признаны соответствующими требованиям извещения. 15.05.2024 по итогам закупки Заказчиком заключен контракт с ООО "ЭРТРАНС".
В силу п.8 ч.1 ст.42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с п.п.1,5 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона, проект контракта. Установлено, что Заказчиком в извещении противоречиво определен срок исполнения контракта. В частности, согласно описанию объекта закупки (п.1.5), проекту контракта (п.1.2) срок оказания услуг определен следующим периодом- с 01.08.2024 по 30.11.2025.
При этом, электронной версией извещения установлено следующее: Таким образом, Заказчик сформировав требования к сроку исполнения контракта подобным образом нарушил ч.2 ст.42 Закона.
На основании ч.1 ст.31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. К таким требованиям относится, в том числе, следующее:
10.1) участник закупки не является иностранным агентом.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Требованиями к содержанию и составу заявки на участие в закупке определены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона. Вместе с тем, требование о том, что участник закупки не является иностранным агентом (п.10.1 ч.1 ст.31 Закона) отсутствует в указанном документе.
На основании изложенного, Заказчик признан нарушившим ч.2 ст.42 Закона. Требования к содержанию заявки на участие в конкурентном способе установлены в ст.43 Закона, среди которых:
1) информация и документы об участнике закупки:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона); 2024-10139 2 5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. При этом, статьей 49 Закона определен порядок проведения электронного аукциона, содержание заявки на участие в названном конкурентном способе (ч.1 ст.49 Закона), согласно которому заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона.
Таким образом, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения открытых конкурентных способов заказчику необходимо руководствоваться общими положениями к содержанию заявки с учетом специальных норм для конкретного способа.
Согласно установленным Заказчиком требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, в составе заявки участнику необходимо предоставить, помимо прочего: "8) предложение участника закупки о цене контракта".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки о предоставлении участником закупки в составе заявки предложения о цене контракта в нарушение ч.1 ст.49 Закона.
Согласно ч.3 ст.96 Закона исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Частью 1 статьи 45 Закона предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации). 2024-10139 3 Как следует из раздела 9 проекта контракта Заказчиком установлено: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45, 96 Федерального закона о контрактной системе...". Вместе с тем, сформированные Заказчиком требования к обеспечению исполнения контракта в электронной версии извещения содержат противоречивые требования, ограничивающие право участника закупки в предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии, выданной исключительно банком: "Исполнение контракта, гарантийных обязательств могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком..." Таким образом, сформировав требования к обеспечению исполнения контракта подобным образом Заказчик фактически ограничил право участников закупки в предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии, выданной исключительно банком. Изложенное свидетельствует о нарушении ч.3 ст.96 Закона.
Согласно ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По рассматриваемому аукциону 15.05.2024 заключен контракт NРНД07-034-08/24, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.
Таким образом, в соответствии с ч.15 ст.99 Закона, Постановления Правительства РФ N1576 от 01.10.2020 г.,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.42, ч.1 ст.49, ч.3 ст.96 Закона.
2. Предписание об устранении не выдавать, поскольку по итогам закупки заключен контракт.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-10139 4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 мая 2024 г. N 061/10/99-1546/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024