Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: В.Д. Кириленко, А.С. Вишнякова, рассмотрев дело N061/06/42-1734/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300087324000040 "Закупка эндоскопической консоли или стойки с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии и набором инструментов для пластической хирургии (система эндоскопической визуализации) в рамках реализации региональных проектов модернизация первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием по перечню ,утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи,порядками оказания медицинской помощи либо правилами проведения лабораторных,инструментальных,патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований,утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения"" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Степанова В.И. (доверенность от 20.05.2024 N1), в отсутствие представителя Заявителя (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения к электронному аукциону. 2024-10415 Заказчик в возражениях на жалобу:
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорных положений описания объекта закупки и неиспользования позиции КТРУ;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 14.05.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358300087324000040, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 22.05.2024 10:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 9 500 000,00 рублей. Рассматриваемая закупка осуществляется в целях реализации национального проекта "Здравоохранение".
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно не применил при описании объекта закупки позицию, предусмотренную каталогом товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению, объектом закупки является эндоскопическая консоль или стойка с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии и набором инструментов для 2024-10415 пластической хирургии (система эндоскопической визуализации) (код КТРУ 26.60.12.119- 00000374).
При этом, Заказчиком в состав закупаемого оборудования включено, в том числе, следующее: эндоскопы жесткие, набор инструментов для осуществления хирургических вмешательств. Вместе с тем, каталог товаров, работ, услуг содержит, например, позицию:
- 26.60.12.119-00000745, согласно описательной части которой: "Набор электромеханических устройств с питанием от сети переменного тока, предназначенный для использования при проведении эндоскопических хирургических процедур (например, лапароскопии) с помощью ручных жестких эндоскопических инструментов, которые имеют шарнирные и механически управляемые наконечники с электроприводом, предназначенные для облегчения хирургических манипуляций. Обычно состоит из блока управления, который подает питание через соединительные кабели к отдельным наконечникам (ручкам) и нескольких сменных эндоскопических инструментов с шарнирным соединением (например, роликовым, поворотным) для выполнения манипуляций с тканями, лигирования, наложения швов и разрезания. Система подключается к устройству визуального отображения и обычно устанавливается на тележку (каталку) для обеспечения мобильности.". Данная позиция КТРУ является обязательной для применения с 07.10.2022 и содержит обязательные для применения характеристики. Комиссия отмечает следующее. Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижение поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов. Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами.
Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями КТРУ. При этом, итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков.
Также необходимо учитывать специфику регулирования в области национального режима. Подпункт "а" п.5 Правил использования КТРУ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, целенаправленно запрещает дополнять характеристики товара, указанного в позиции КТРУ, в случае, если закупка осуществляется с применением особенностей национального режима (как в настоящем случае). Данное регулирование направлено на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей. Комиссией учтено, что в коды позиций КТРУ, включены характеристики товара, что в совокупности с действующим национальным режимом (ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств) не позволяет Заказчику устанавливать дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ, в то время как не используя Каталог, Заказчик может предусмотреть любые требования к объекту закупки. Комиссия отмечает, что подобный обход Закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 недопустим, не соответствует целям создания и ведения КТРУ. При этом, отсутствие необходимой заказчику характеристики в позиции КТРУ, при ее фактическом соответствии объекту закупки, не может рассматриваться в качестве основания для неисполнения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145. 2024-10415 Применение п. 7 Правил возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам NА27-22669/2022, NА07- 18605/2022, NА23-6210/2022.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствуют ч. 6 ст. 23 Закона. Довод жалобы признан обоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной 2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: В.Д. Кириленко А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-10415
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 мая 2023 г. N 061/06/42-1734/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024