в соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) Заказчику при проведении электронного аукциона N0358200000224000206 "Оснащение объекта капитального строительства "Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Областная детская клиническая больница" (реконструкция государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница". Строительство областного детского хирургического центра инновационных технологий на 280 коек)." (далее - аукцион, закупка) посредством видеоконференц-связи при участии представителя Заказчика - Кузнецова Е.А. (доверенность от 20.02.2024 Nб/н),
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России назначено проведение внеплановой проверки действий заказчика по исполнению предписания от 02.04.2024 по делу N061/06/42-1019/2024 (далее - предписание), выданного по результатам проведения внеплановой проверки действий Заказчика при проведении закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона, проведена внеплановая проверка закупки, в ходе которой установлено следующее: 2024-10335 Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.03.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358200000224000206, согласно которому:
- дата и время окончания подачи заявок - 28.03.2024 08:00 (МСК);
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 26 125 000,00 рублей.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч.23 ст.99 Закона предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей. По результатам проведения вышеуказанной внеплановой проверки Ростовским УФАС России принято решение от 02.04.2024 по делу N061/06/42-1019/2024 о признании Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 23 Закона и выдано предписание от 02.04.2024, согласно которому заказчику, аукционной комиссии заказчика надлежало в срок до 02.05.2024:
- отменить все сформированные протоколы;
- привести извещение в соответствии с требованиями Закона и решения Ростовского УФАС России от 02.04.2024 по делу N061/06/42-1019/2024;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с ч.4 ст.42 Закона - об исполнении предписания в срок до 03.05.2024 сообщить в Ростовское УФАС России. По состоянию на 02.05.2024 заказчиком предписание не исполнено.
В соответствии с Решением Ростовского УФАС России от 02.04.2024 по делу N061/06/42- 1019/2024: В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила). 2024-10335 В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению о проведении закупки, приобретаемым товаром является аппарат ультразвукового сканирования с кодом ОКПД2 26.60.12.132.
В составе извещения Заказчиком размещен документ "Обоснование невозможности применения КТРУ в ЕИС", согласно которому: "При описании объекта закупки применение КТРУ N26.60.12.132-00000036 невозможно, ввиду отсутствия в характеристиках необходимых опций системы, например: Программное обеспечение для интраоперационных исследований в нейрохирургии; Возможность оснащения программным обеспечением для цифровой интеграции поставляемой ультразвуковой системы с системой нейронавигации. Немаловажно, что в КТРУ N26.60.12.132-00000036 отсутствуют описания, достаточные для того, чтобы указать опции специализированных ультразвуковых нейрохирургических датчиков, например: Возможность обработки датчика полным погружением (вместе с коннектором) в дезинфицирующий раствор. Характеристик также недостаточно, чтобы описать даже конструктивное исполнение датчиков, необходимых к поставке, например: Кнопка управления сканированием на корпусе датчика; Длина кабеля.". Кроме того, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлены следующие требования к приобретаемому товару:
- Возможность абдоминальных исследований;
- Возможность абдоминальных исследований в педиатрии;
- Возможность исследования малых органов и структур;
- Возможность исследования сосудов;
- Возможность исследований скелетно-мышечной системы и нервов;
- Возможность исследований в акушерстве и гинекологии;
- Возможность исследований в колопроктологии;
- Возможность исследований органов тазового дна;
- Возможность интраоперационных исследований в открытой хирургии;
- Возможность интраоперационных исследований в лапароскопической хирургии;
- Возможность интраоперационных исследований в робот-ассистированной хирургии;
- Интраоперационные исследования в нейрохирургии;
- Возможность исследований в урологии, и др. Каталог товаров, работ, услуг содержит, например, позицию 26.60.12.132-00000036, согласно описательной части которой: "Стационарный или передвижной (например, на колесах) комплект изделий, разработанных для сбора, отображения и анализа ультразвуковых 2024-10335 изображений во время целого ряда экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур ультразвуковой визуализации (эндосонографии или эндоскопии) (например, для ультразвуковой визуализации во время кардиологических, родовспомогательных и гинекологических, эндоскопических процедур, исследований молочной железы, простаты, сосудов, хирургии внутренних нарушений). Состоит из работающего от сети (сети переменного тока) блока для обработки данных с интегрированным программным обеспечением и монитором. Обычно представляет собой мобильное устройство, которое может поддерживать целый ряд датчиков и систем программного обеспечения; могут быть включены ультразвуковые датчики". Указанной позицией КТРУ среди прочего предусмотрены требования к датчикам и областям исследований. Кроме того, предусмотрена возможность стерилизации датчиков. Комиссия отклоняет довод Заказчика о том, что указанная позиция не отвечает его потребности ввиду следующего. Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижение поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов. Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами.
Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями КТРУ. При этом, итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков.
Также необходимо учитывать специфику регулирования в области национального режима. Подпункт "а" п.5 Правил использования КТРУ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, целенаправленно запрещает дополнять характеристики товара, указанного в позиции КТРУ, в случае, если закупка осуществляется с применением особенностей национального режима (как в настоящем случае). Данное регулирование направлено на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
На основании изложенного, с целью нивелирования положений Постановления N878, ограничения в соответствии с которым установлены в извещении о проведении закупки, Заказчиком без учета описания позиции КТРУ, назначения товара и содержащихся в ней характеристик произведено описание объекта закупки.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствуют ч. 6 ст. 23 Закона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Во исполнение приведенной нормы Закона Правительством РФ принято постановление от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, 2024-10335 происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Постановлением N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В указанный перечень входят следующие медицинские изделия: 26.60.12.132 Аппараты ультразвуковые хирургические 26.60.13.130 26.60.13.190 К перечню содержится следующее примечание: При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), т ак и н аименованием вида медицинского изделия . В письме Минфина России от 27.05.2020 N24-03-07/44426 изложена следующая позиция: "При этом необходимо отметить, что в соответствии с примечанием к перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением N 102 (далее - Перечень), при применении указанного перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, при осуществлении закупки медицинского изделия иностранного происхождения Постановление N 102 применяется при совпадении кода ОКПД 2 и наименования вида указанного медицинского изделия с кодом ОКПД 2 и наименованием вида медицинского изделия согласно Перечню.". В извещении Заказчиком установлено следующее: Между тем, предметом рассматриваемой закупки является аппарат ультразвукового сканирования, в связи с чем установление в извещении о проведении закупки ограничений допуска согласно Постановлению N 102 свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 14 Закона. На момент окончания срока исполнения предписания Заказчиком предписание не исполнено: обязательная для применения позиция КТРУ Заказчиком не использовала и, кроме того, нарушение в части установления ограничений допуска согласно Постановлению N 102 не устранено.
Таким образом, Заказчиком предписание не исполнено, что является нарушением требований ч. 22 ст. 99 Закона. 2024-10335 Комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку изменения в извещение согласно предписанию 02.04.2024 по делу N061/06/42-1019/2024 внесены 24.05.2024.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика нарушившим ч.22 ст.99 Закона.
2. Не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку на момент проведения внеплановой проверки нарушения устранены.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-10335
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 мая 2024 г. N 061/10/99-1705/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024