Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Вертий, рассмотрев дела N061/06/42-1722/2024, N061/06/42-1735/2024 по жалобе Заявителя-1, Заявителя-2 о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300079424000307 "Приобретение автомобилей скорой медицинской помощи класса В" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителя Заявителя-1 - Шмелева Е.В. (доверенность от 13.05.2024), Заявителя-2 - 2024-10553 Лисового А.А. (доверенность от 22.05.2024), при личном участии представителей Заказчика - Богачева А.С. (доверенность от 09.01.2024), Замятина З.И. (доверенность от 28.02.2024), слушателя - Носкова С.М. (ходатайство от 24.05.2024),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы ООО "ПРОФАВТО", ООО "ПРОМТЕХ" на действия ГБУ РО "Городская больница скорой медицинской помощи" в г. Ростове-на-Дону при разработке извещения к электронному аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения в извещении об осуществлении закупки;
-представил информацию о наличии товаров различных производителей, соответствующих описанию объекта закупки;
-представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее: Извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 08.05.2024, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 24.05.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 348 528 200, 00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.05.2024 NИЭА1, на участие в закупке подано 2 (две) заявки. 1.
Заявитель-1, Заявитель-2 полагают, что определенной Заказчиком совокупности характеристик приобретаемого транспортного средства, изложенной в описании объекта закупки, соответствует товар единственного производителя.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Запрещено совершение заказчиками и участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (п.2 ст.8 Закона). Исходя из положений законодательства о контрактной системы в сфере закупок, ФАС России выработана правовая позиция, согласно которой объект закупки должен быть сформирован таким 2024-10553 2 образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя (Письмо от 19.04.2023 г. N ПИ/30510/23).
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Недопустимость включения таких требований к товару, которые соответствуют товару единственного производителя, подтверждается судебными актами по делам NА53-1823/2022, NА53-40851/2023, NА53-36800/2023, NА53-44262/2023, NА59-4716/2020, NА50-9033/2017, NА40-44020/2021, NА63-4016/2021.
В обоснование заявленной позиции Заявителем-1 проведен анализ реестра российской промышленной продукции, согласно которому производителями автомобилей скорой медицинской помощи класса В, оснащенными дизельным двигателем являются ООО "АВТОДОМ", ООО ПК "ЛУИДОР", ООО "Автомобильный завод "ГАЗ"; сформированным требованиям описания объекта закупки соответствует товар единственного производителя - ООО "АВТОДОМ", товары иных производителей не соответствуют установленным требованиям по показателям "объем двигателя" и "мощность двигателя". В составе жалобы Заявителя-2 содержится исключительно указание на соответствие описанию объекта закупки автомобиля скорой медицинской помощи класса В на базе Sollers Atlant M209, в отсутствие соответствующего анализа. Заявитель-2 считает, что указанное обстоятельство ограничивает конкуренцию, так как "закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве". Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, представил возражения, содержащие, в том числе, указание на следующее. Заказчиком на этапе формирования описания объекта закупки проведен анализ рынка и установлено, что автомобили скорой медицинской помощи с требуемыми Заказчиками характеристиками минимум 2 (двух) производителей, зарегистрированных надлежащим образом и допущенными к обращению на территории Российской Федерации:
-автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" на базе МАЗ, производство ООО "Швабе-Спецавто", модель NSVB00B, Россия;
-автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" на базе Соллерс Атлант, производство ООО "Автодом", модель N285752, Россия;
-автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" на базе Соллерс Атлант, производство ООО "СТ-Алабуга", модель NSTA00B, Россия. Кроме того, с целью расчета начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком размещен в Единой информационной системе запрос цен N0358300079424000159.
В ответ на указанный запрос получены коммерческие предложения участников рынка, которые содержат сведения о возможности изготовления/поставки в адрес Заказчика транспортного средства с требуемыми характеристиками. Указанное подтверждается, в том числе, поданными на участие в аукционе заявками. В связи с обстоятельствами процессуального характера, препятствующими полноценному рассмотрению дела и вынесению окончательного решения, Ростовским УФАС отложено рассмотрение жалобы, что предоставило возможность сторонам приобщить дополнительные доказательства по делу. Рассмотрение дела после отложения продолжено. Заказчиком направлены возражения в адрес Заявителей, что последними подтверждено. Заявителем-1 с целью обоснования позиции о несоответствии ранее заявленных в составе жалобы товаров производителей сформированным 2024-10553 3 требованиям, представлены письма ООО "Швабе-Спецавто", ООО "Луидор". Заявителем-2 представлено аналогичное письмо ООО "Швабе-Спецавто", а также дополнительные пояснения, в которых указано о несоответствии товара указанного производителя требованию "двускатные задние колеса - наличие", поскольку согласно ответу ООО "Швабе-Спецавто" производит транспортное средство с односкатными колесами. Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что из анализа ч.4 ст.106 Закона следует, что именно на Заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов. Заявителем-1, Заявителем-2 в порядке изложенных положений Закона не представлено доказательств обоснованности доводов жалоб, в том числе запрошенных Ростовским УФАС России уведомлениями от 22.05.2024 (исх.NСЕ/8449/24, исх.N СЕ/8555/24) - анализ рынка или иные данные, свидетельствующие о несоответствии иных товаров определенной Заказчиком совокупности характеристик. Информация о несоответствии указанного в возражениях Заказчика товара - автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" на базе Соллерс Атлант, производство ООО "СТ-Алабуга", модель NSTA00B, Россия, в материалы дела не представлено. С учетом изложенного, материалами дела не подтвержден факт ограничения количества участников закупки включением в описание объекта закупки спорных требований к приобретаемому товара, тогда как именно это обстоятельство является определяющим для цели признания действий Заказчика противоречащими п.1 ч.1 ст.33 Закона. Кроме того, Заявителем-2 не представлено доказательств (информации), подтверждающих невозможность приобретения товара и участия в закупочной процедуре. 2.
Согласно доводу жалобы Заявителя-1, Заказчиком неправомерно в описании объекта закупки установлены требования, не относящиеся к качественным, функциональным и техническим характеристикам товара.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчиком в описании объекта закупки установлены, в том числе, следующие характеристики: Наименование производителя Участник закупки указывает в заявке конкретное значение 1.1 характеристики Модель Участник закупки указывает в заявке конкретное значение 1.2 характеристики При этом, Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что указанные требования не являются техническими, качественными и функциональными характеристиками товара, в связи с чем, установление Заказчиком таковых является нарушением ч.2 ст.42 Закона. Довод жалобы обоснован.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя-2, автомобиль скорой медицинской помощи не относится к медицинским изделиям, в связи с чем, в извещении неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия. 2024-10553 4 В соответствии с п.п.1,3 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. Исходя из требований, изложенных в описании объекта закупки, потребность Заказчика выражена в приобретении автомобиля скорой медицинской помощи с укомплектованным медицинским оборудованием.
В соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в аукционе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать, в том числе, следующее:
в) документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом предусмотрена документация о закупке):
-документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - копии и/или информация регистрационных удостоверений (с приложениями) на медицинские изделия, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. При рассмотрении довода жалобы Комиссия руководствуется следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N323) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Таким образом, в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (медицинских изделий), а также предотвращения попадания на российский рынок медицинских изделий и средств, не прошедших государственную регистрацию, государственный (муниципальный) заказчик устанавливает требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе регистрационных удостоверений на медицинские изделия.
В соответствии с положениями Закона все необходимые документы для участия в закупочной процедуре направляются участником оператору электронной площадки в электронной форме, в том числе, документы о соответствии участник закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с Законом. Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2019).
Таким образом, медицинские изделия, требуемые для укомплектования транспортного средства, являются сопутствующими и необходимыми для осуществления медицинской деятельности в учреждении. Указанные изделия закупаются в комплекте автомобиля для обеспечения максимально быстрого введения в эксплуатацию поставляемого транспортного средства и оказания медицинской помощи. Из изложенного следует, что приобретение медицинских изделий при закупке автомобиля скорой медицинской помощи, равно как и требование о предоставлении копии регистрационных удостоверений на такие изделия/информации о регистрационных удостоверениях, не нарушает требования действующего законодательства, обусловлено потребностями Заказчика и направлено на достижение единого результата, подтверждение безопасности и качества поставляемой продукции (медицинских изделий). Довод жалобы Заявителя-2 признан необоснованным. 2024-10553 5 4.
Заявитель-2 полагает, что действия Заказчика, выразившиеся в использовании в описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик автомобиля скорой медицинской помощи, не предусмотренных ГОСТ 33665-2015, в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования таких показателей, требований является нарушением законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, перечисленные в жалобе характеристики предусмотрены ГОСТ 33665-2015, в материалы дела представлена таблица: 1.30 Экологический класс Оценка соответствия транспортных средств на территории Таможенного союза по ТС 018/2011 1.37 Радиоподготовка под установку радиостанции п.5.2.7 ГОСТ 33665-215 1.71 Предпусковой подогреватель двигателя п.5.1.12 ГОСТ 33665-2015 При этом, согласно позиции Заказчика упомянутый ГОСТ введен в действие для добровольного применения в РФ. Комиссией Ростовского УФАС России принято во внимание, что возражения Заказчика содержат обоснование трех характеристик, в то же время в жалобе содержится больший перечень обжалуемых характеристик. Довод Заказчика о добровольном применении ГОСТ 33665-2015 подлежит отклонению в силу следующего. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 661-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33665-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г. ГОСТ 33665-2015 распространяется на автомобили скорой медицинской помощи категории M.
Стандарт устанавливает требования к конструкции, эксплуатационным характеристикам, оснащению автомобилей скорой медицинской помощи и методам их испытаний при разработке, изготовлении и эксплуатации транспортных средств. Требования настоящего стандарта распространяются на автомобили скорой специализированной помощи (неонатальной, кардиологической и т.п.), за исключением требований к оснащению специализированным оборудованием. Стандарт содержит общие требования к медицинскому оборудованию, применяемому вне больниц и клиник, где условия окружающей среды могут отличаться от нормальных условий внутри помещений. Заказчику, являющемуся участником контрактной системы при выполнении возложенных на него функций, необходимо руководствоваться положениями п.2 ч.1 ст.33 Закона, прямо обязывающего использовать при описании объекта закупки требования технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации и т.д. 2024-10553 6 В то же время, Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что Заказчик не лишен возможности использования иной информации при формировании описания объекта закупки при ее надлежащем обосновании, что прямо следует из п.2 ч.1 ст.33 Закона. Уведомлением от 27.05.2024 (исх.NСЕ/8839/24) от Заказчика запрошены, в том числе, дополнительные письменные пояснения по указанному доводу жалобы с указанием на то, какие технические регламенты, документы, применяемые в национальной системе стандартизации (иные документы) применены Заказчиком при формировании описания объекта закупки (по каждой позиции). Такая информация в материалы дела не представлена.
В силу изложенного, довод жалобы Заявителя-2 признан обоснованным, Заказчик - нарушившим ч.2 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ПРОФАВТО", ООО "ПРОМТЕХ" частично обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.42 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-10553 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 мая 2024 г. N 061/06/42-1722/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024