Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе: председателя комиссии: Саубановой И.М. - Врио заместителя руководителя управления; членов комиссии: Детковой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов; Крыловой К.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов; при проведении в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) внеплановой проверки действий Администрации Первомайского района при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Благоустройство территории в Первомайском районе Томской области в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды". "Благоустройство территории в с. Первомайское, 2 Томской области в границах улицы Коммунистическая (участок 5)" (извещение N 0165200003324000045), при участии посредством ВКС представителя Заказчика - Гынгазовой А.К. (доверенность от 15.05.2024) ,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило поручение ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19 о ежемесячном проведении инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов. Администрацией Первомайского района в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда Томской области" была осуществлена закупка в форме электронного аукциона "Благоустройство территории в Первомайском районе Томской области в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды". "Благоустройство территории в с. Первомайское, Томской области в границах улицы Коммунистическая (участок 5)" (извещение N 0165200003324000045).
Из Единой информационной системы в сфере закупок установлены признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, выразившихся в заключении муниципального контракта N 47 со вторым участником закупки после расторжения муниципального контракта N38 по соглашению сторон.
В результате осуществления в соответствии с подпунктом "б" пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России
установила
следующее.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта, заключенного в порядке, установленном названным Законом о контрактной системе, допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 названной статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 1 статьи 34 Закона о контрактной системе с учетом положений части 18 статьи 95 Закона о контрактной системе, и после предоставления в соответствии с Законом о контрактной системе участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Толкование названных норм права позволяют сделать выводу о том, что в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, на основании части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе заключить новый контракт со вторым участником закупки только в следующих случаях:
- если победитель закупки уклоняется от заключения контракта, и если второй участник закупки согласен на заключение контракта с ним и предоставляет соответствующее обеспечение, - в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при условии принятия решения о включении информации о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков либо не включении такой информации в указанный реестр по причине неисполнения контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Иных оснований для заключения нового контракта со вторым участником закупки по правилам части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в том числе в случае расторжения первоначального контракта по соглашению сторон, действующее антимонопольное законодательство не предусматривает. Комиссией Томского УФАС России установлено, что Заказчиком 27.02.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона "Благоустройство территории в Первомайском районе Томской области в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды". "Благоустройство территории в с. Первомайское, Томской области в границах улицы Коммунистическая (участок 5)". 4 Согласно протоколу подведения итогов, победителем признан участник с порядковым N116041739 ООО "РУСЛАН ОДИН" с ценой контракта 5 932 327,04 руб. 19.03.2024 между Администрацией Первомайского района и ООО "РУСЛАН ОДИН" был заключен контракт N 38 на благоустройство территории в Первомайском районе Томской области в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды". "Благоустройство территории в с. Первомайское, Томской области в границах улицы Коммунистическая (участок 5)".
Согласно сведениям из единой информационной системе в сфере закупок данный контракт был расторгнут 02.04.2024 по соглашению сторон без предъявления каких-либо санкций (неустоек) подрядчику со стороны Заказчика. При этом, 10.04.2024 Заказчиком был заключен контракт со вторым участником конкурса ООО "АТЛАНТ" без проведения конкурсных процедур стоимостью 5 932 327,04 руб. Исходя из указанного, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика по заключению муниципального контракта со вторым участником закупки совершены в нарушение части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Помимо этого Комиссией Томского УФАС России установлено следующее. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Томского УФАС России пояснил, что после заключения контракта с ООО "РУСЛАН ОДИН" в адрес Заказчика поступило письмо от Победителя (N5 от 21.03.2024) о возникновении непредвиденных обстоятельствах, которые влекут невозможность своевременного и качественного исполнения условий контракта. 02.04.2024 контракт с ООО "РУСЛАН ОДИН" был расторгнут по соглашению сторон, в тот же день проект контракта был направлен в адрес второго участника. Данный контракт находится на стадии исполнения.
Согласно письмам Минфина России от 17.06.2020 N 24-03-07/51940 и от 03.03.2023 N 24- 06-06/17938, ФАС России N ПИ/90467/23 от 31.10.2023 г. в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом возможность заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует. Комиссия Томского УФАС России отмечает, что расторжение контракта по соглашению сторон возможно в случае, если у Заказчика отпала необходимость в поставке товара, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, при отсутствии нарушения со стороны исполнителя (подрядчика, поставщика) обязательств по контракту. В противном случае (в случае нарушения обязательств по контракту со стороны исполнителя (подрядчика, поставщика) контракт должен быть расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке и сведения об исполнителе (подрядчике, поставщике) должны быть направлены в антимонопольный орган для 5 принятия решения о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности исполнителю (подрядчику, поставщику) избежать негативных последствий в случае нарушения условий контракта (за исключением доказанности обстоятельств непреодолимой силы, препятствовавших надлежащему исполнению контракта) или уклонения от его исполнения. Однако, из материалов дела и пояснений Заказчика следует, что у Заказчика имеется потребность в дальнейшем исполнении контракта. В этой связи, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для расторжения контракта по соглашению сторон. Представленное письмо ООО "РУСЛАН ОДИН" о возникновении непредвиденных обстоятельствах, которые влекут невозможность своевременного и качественного исполнения условий контракта не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения контракта. Доказательств возникновения обстоятельств непреодолимой силы на момент исполнения контракта Подрядчиком надлежащим образом не представлено, действие обстоятельств непреодолимой силы не подтверждено. Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц. Ввиду наличия потребности в выполнении работ у Заказчика и отсутствия доказательств возникновения обстоятельств непреодолимой силы, у Заказчика отсутствовали правовые основаниям для расторжения контракта по соглашению сторон. Исходя из вышеуказанного следует, что Заказчиком нарушен порядок расторжения муниципального контракта. Поскольку по результатам закупки контракт заключен и находится в стадии исполнения, правовые основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений у Комиссии Томского УФАС России отсутствуют. 6 Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Администрации Первомайского района при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Благоустройство территории в Первомайском районе Томской области в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды". "Благоустройство территории в с. Первомайское, Томской области в границах улицы Коммунистическая (участок 5)" (извещение N 0165200003324000045) выявлено нарушение части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для оценки на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Председатель комиссии И.М. Саубанова Члены комиссии: А.В. Деткова К.С. Крылова
2024-3950
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 24 мая 2024 г. N 070/10/99-446/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024