Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе: председателя Комиссии: С. И.М.
- врио заместителя руководителя Управления, членов комиссии: Д.А.В.
- главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов, Г. И.З.
- специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов, рассмотрев обращение Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее - Заказчик), поступившее 22.05.2024 (вх.N4214-ЭП/24 от 22.05.2024) и содержащее сведения об ИП Войтикунове В.Г. - победителе запроса котировок в электронной форме 2 "Выполнение работ по ремонту двигателя внутреннего сгорания подвесного лодочного мотора Suzuki DT30S" (извещение N 0165100005424000056), в связи с уклонением участника от заключения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии посредством ВКС представителя Заказчика - Ж. Т.В. (доверенность от 23.05.2024), от Индивидуального предпринимателя - В. В.Г., К.Д.В. (доверенностьN 1 от 23.05.2024),
УСТАНОВИЛА:
22.05.2024 г. Заказчик направил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Индивидуальном предпринимателе для включения в Реестр. Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки
установила
следующее. 02.05.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по ремонту двигателя внутреннего сгорания подвесного лодочного мотора Suzuki DT30S" (извещение N 0165100005424000056).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика от 16.05.2024 NИЭА1 для закупки N 0165100005424000056 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки с идентификационным N 116530998 (Индивидуальный предприниматель Войтикунов Виталий Георгиевич).
На основании пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 17.05.2024 Заказчиком был сформирован и размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта. Пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части. 3 В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). Следовательно, регламентированный срок подписания проекта контракта 20.05.2024.
В установленный Законом 44-ФЗ срок Индивидуальным предпринимателем проект контракта подписан не был. Вместе с тем, согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. 21.05.2024 17:22 (МСК+4) в ЕИС размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.05.2024 NППУ20 1 для закупки N 0165100005424000056. 22.05.2024 Заказчик направил в адрес Томского УФАС России обращение о включении информации об Индивидуальном предпринимателе в реестр 4 недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Сроки направления информации об ИП в Томское УФАС России, установленные частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком не нарушены. В ходе заседания Комиссия изучила документы и пояснения, предоставленные Заказчиком, ИП, сведения ЕИС и
установила
следующее. Как следует из пояснений ИП, перед участием в запросе котировок в электронной форме N 0165100005424000056 ИП было детально изучено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, в результате чего был сделан вывод о том, что все указанные в извещении условия могут быть исполнены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем была установлена цена 124 800,00 руб.
В соответствии с условиями контракта обеспечение исполнения не требовалось. 27.04.2024 ввиду временного отсутствия в штате тендерного специалиста обязанности за сроками подписания контрактов на торговых электронных площадках были возложены на другого работника. 16.05.2024 на ответственное лицо была возложена обязанность отслеживать сроки размещения проекта контракта и его подписания, но ответственное лицо не учло, что проект контракта будет размещен Заказчиком 17.05.2024 и срок его подписания сократится до 20.05.2024.
Предпринимателем была осуществлена попытка подписать контракт на торговой площадке на следующий день - 21.05.2024, после получения уведомления о не подписании контракта. Вместе с тем, ИП утверждает, что намерений уклоняться от заключения контракта у предпринимателя не имелось. 21.05.2024 в адрес Заказчика было направлено письмо по электронной почте, в котором ИП сообщает, что Войтикунов Виталий Георгиевич готов исполнить Государственный контракт в полном объеме и в установленные сроки. В качестве подтверждения того, что Индивидуальный Предприниматель Войтикунов Виталий Георгиевич обладает всеми необходимыми ресурсами для исполнения Государственного контракта прилагается договор аренды здания, договор аренды оборудования с перечнем арендуемого оборудования, штатное расписание. Комиссией установлено, что ИП Войтикунов В.Г. обладает необходимыми материальными ресурсами для исполнения данного контракта (ремонтная мастерская, оборудование, штат сотрудников).
Также ИП Войтикуновым В.Г. были приняты меры, направленные на заключение контракта: осуществлена подготовка к исполнению условий контракта (осуществлен предварительный осмотр двигателей, осуществлена оценка сроков их ремонтов). У ИП имеется успешный опыт исполнения 3 контрактов у данного Заказчика на сумму свыше 2,5 млн. рублей (реестровые номера контрактов 1701710678424000007, 1701710678423000060, 1701710678423000116).
Представитель Заказчика не настаивала на включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а также сообщила, что с данным участником ранее заключались контракты и были исполнены. Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что Исполнитель 5 ИП Войтикунов В.Г не имел намерения уклоняться от его заключения либо, отказываться от исполнения, готовился к его исполнению, а также был готов выполнять работы по настоящему Контракту своевременно и надлежащим образом в полном соответствии с условиями Контракта. Комиссия отмечает, что термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя запроса котировок в электронной форме. На заседании Комиссией Томского УФАС России было установлено, что ИП Войтикунов В.Г. имеет исполненные контракты в рамках Закона о контрактной системе, участвует в закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, недобросовестных действий никогда не допускало. Принимая во внимание пояснения ИП, Комиссия Томского УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, намеренного уклонения от заключения контракта в действиях ИП Войтикунова В.Г. отсутствуют. Из имеющихся в материалах обращения документов и пояснений представителя, не усматривается наличие умысла Индивидуального предпринимателя, направленного на не заключение контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем Комиссия Томского УФАС России не находит достаточных оснований для включения индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений. Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий 6 поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения, либо не заключения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков. Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем электронного запроса котировок и нарушающих права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу об отсутствии необходимости во включении сведений об ИП Войтикунове В.Г (ИНН 701712571206) в реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об ИП Войтикунове В.Г (634057, Томская обл, г. Томск, ИНН 701712571206) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии И.М.С. 7 Члены комиссии: А.В.Д. И.З. Г.
2024-3993
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 24 мая 2024 г. N 070/10/104-494/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024