Резолютивная часть решения оглашена "23" мая 2024
В полном объеме решение изготовлено "27" мая 2024 г. Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии;
<...> - член Комиссии;
<...> - член Комиссии;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик, Организатор торгов) - <...> (доверенность от 14.05.2024 N 65/ТО/31-9353), представителей АО "Мелаго" (ИНН: 7804696454) (далее - Поставщик) - <...> (доверенность от 20.05.2024 N б/н) и <...> (доверенность от 20.05.2024 N б/н), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. N 12756-ЭП/24 от 16.05.2024) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Поставщика для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от заключения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.01.2024 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку яиц куриных в скорлупе свежих в рамках государственного оборонного заказа (извещение N 0172100001824000003, ИКЗ 241782504624978410100100000070147223) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 4 534 185,60 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.02.2024 NИЭА1 победителем аукциона признано АО "Мелаго".
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что по результатам проведенного аукциона в электронной форме между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт от 19.02.2024 N 2424320100262001721000018/26 на поставку яиц куриных в скорлупе свежих в рамках государственного оборонного заказа на общую сумму 4 012 154,04 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Поставщик обязуется передать в собственность Государственному заказчику яйца куриные в скорлупе свежие в рамках государственного оборонного заказа (далее - Товар) в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), Графика поставки (Приложение N 2 к настоящему Контракту) Техническому заданию (Приложение N 3 к настоящему Контракту), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 3.1. Контракта, товар поставляется Государственному заказчику в количестве согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Пунктом 3.2. Контракта установлено, что поставка Товара Поставщиком осуществляется по адресам поставки Товара и в сроки, в соответствии с графиком поставки (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
В соответствии с пунктом 3.3. Контракта установлено, что за 3 (три) рабочих дня до планируемой даты поставки Поставщик в письменной форме или посредством электронной почты извещает Государственного заказчика о готовности товара к поставке и о дате поставки товара.
Пунктом 4.1.4. Контракта установлено, что Поставщик обязан предоставлять Государственному заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта, а также своевременно предоставлять Государственному заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Контракта.
В соответствии с Графиком поставки (Приложение N 2 к Контракту) поставка Товара осуществляется: 1 этап февраль 2024 года, 2 этап март 2024 года и 3 этап апрель 2024 года.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11.2. Контракта, расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 11.2. Контракта, 02.05.2024 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 02.05.2024 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик был уведомлен надлежащим образом 02.05.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 13.05.2024. Вместе с тем согласно информации размещенной на сайте ЕИС дата вступления решения в силу 14.05.2024.
На заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России были представлены письменные пояснения Поставщика и Заказчика.
Изучив представленные Сторонами материалы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила следующее.
01.03.2024 - Заказчик направил Поставщику претензию от 01.03.2024 N 65/ТО/31-4263, а также Заказчик направил уведомление от 01.03.2024 N 65/ТО/31-4281 о неисполнении Поставщиком своих обязательств в прокуратуру г. Санкт-Петербурга.
12.03.2024 - Поставщиком осуществлены первые поставки по Контракту, что подтверждается информацией размещенной на сайте ЕИС.
В соответствии с электронными документами об исполнении размещенными на сайте ЕИС Контракт исполнен на 2 528 579,64 рублей из 4 012 154,04 рублей.
Из пояснений Поставщика следует, что до заключения Контракта и вовремя его исполнения, велись переговоры с производителями и поставщиками Товара, что подтверждается представленными Поставщиком документами и сведениями, а именно:
- записи телефонных разговоров, скрин-копии переписки с представителем <...>;
- скрин-копии переписки с представителем <...>;
- скрин-копии переписки с представителем <...>
- скрин-копии переписки с представителем <...>;
- копия Договора купли-продажи N 21/11-22 от 21.11.2022 заключенный с <...>.
- копия Договора поставки N 73 от 28.02.2024 заключенный с <...>;
- копия Договора поставки N 1541 от 05.04.2024 заключенный с <...>;
- копия Договора поставки N 05/24300 от 10.05.2024 заключенный с <...>.
02.05.2024 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
08.05.2024 - Поставщик посредством телефонной связи сообщил Заказчику о поставке 13.05.2024 оставшейся части Товара по адресам указанным в Графике поставок (Приложение N 2 к Контракту), в подтверждение этого Поставщик представил Комиссии записи телефонных переговоров.
Вместе с тем Заказчик на заседании Комиссии утверждает, что никаких телефонных звонков со стороны Поставщика не было.
Также Поставщик подтвердил, что в нарушение пункта 3.3. Контракта все переговоры с Заказчиком велись посредством телефонной связи.
Поставщиком 13.05.2024 была предпринята попытка поставки Товара, что подтверждается размещенными на сайте ЕИС документами, а также представленными Поставщиком документами и видеозаписями.
Вместе с тем Заказчик отказался принимать поставленный Товар ссылаясь на вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
02.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 02.05.2024; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 14.05.2024.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Вместе с тем, Заказчик, в нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считает датой расторжения контракта 13.05.2024.
Указанные действия Заказчика содержат в себе признаки нарушения части 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС отмечает, что Поставщиком приложены усилия для того чтобы исполнить обязательства по Контракту, при это Заказчиком нарушена часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу что в рассматриваемом случае недостаточно оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об АО "Мелаго" (ИНН: 7804696454) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 мая 2024 г. N 078/10/104-631/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024