Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ Детский сад N 100 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО ЧОО "ТОТАЛ СЕКЬЮРИТИ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13205-ЭП/24 от 21.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации и обеспечению охраны на стационарном посте в ГБДОУ детский сад N 100 Фрунзенского района в 2024 году (извещение N 0372200036323000040),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации и обеспечению охраны на стационарном посте в ГБДОУ детский сад N 100 Фрунзенского района в 2024 году (извещение N 0372200036323000040) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 752 290,72 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО ЧОО "ТОТАЛ СЕКЬЮРИТИ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО ЧОО "ТОТАЛ СЕКЬЮРИТИ" заключен государственный контракт N 0372200036323000040-100 от 10.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 114 676,98 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО ЧОО "ТОТАЛ СЕКЬЮРИТИ", в связи с тем, что последний не приступил к исполнению своих обязательств, предусмотренных Контрактом.
Поскольку Участником было устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, 22.01.2024 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако 07.05.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с ненадлежащим исполнением Участником обязательств, предусмотренных Контрактом.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по организации и обеспечению охраны на стационарном посте в ГБДОУ детский сад N 100 Фрунзенского района (далее - Услуги) круглосуточно с 01.01.2024 по 31.12.2024 (п. 1.2 Контракта).
В соответствии с п.п. 2.2.8, 2.2.15 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) Исполнитель:
- Исполнитель обязан обеспечить выполнение сотрудниками охраны, привлеченными для оказания услуг, требований разработанной Исполнителем и согласованной Заказчиком инструкции сотрудников охраны при исполнении служебных обязанностей на охраняемом объекте, требований пропускного режима, а также графика дежурств сотрудников охраны;
- Несёт материальную ответственность за нанесенный охраняемому объекту ущерб по вине ненадлежащего исполнения или неисполнения сотрудниками охраны своих обязанностей;
- обязан обеспечить замену сотрудника на посту в течение 60 - 90 минут, в случае отстранения сотрудника Исполнителя от выполнения своих обязанностей по основаниям, предусмотренным в инструкции сотрудников охраны при исполнении служебных обязанностей на охраняемом объекте, в том числе в случае нахождения сотрудника Исполнителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В соответствии с п. 2.2.16 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) сотрудники, привлекаемые к охране, должны:
- обращать особое внимание на закрытие дверей и отсутствие посторонних людей внутри здания и на прилегающей территории.
Сотрудниками ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" систематически допускалось несоблюдение должностных обязанностей, что является нарушением требований Контракта и Постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
Также Участником нерегулярно велся журнал дежурств, отсутствуют записи о производстве обхода:
- раздел 2.2. Требования к техническим характеристикам услуг п. 2.2.6. В рамках оказываемых услуг обязан обеспечить контроль за отсутствием посторонних людей на объекте. После совершения обхода уполномоченный сотрудник Исполнителя обязан вносить записи о производстве обхода в журнал дежурств.
Имели место сотрудники, непрошедшие своевременно медицинский осмотр с соответствующей записью в личной санитарной книжке:
- раздел 2.2. Требования к техническим характеристикам услуг п.2.2.16. Сотрудники, привлекаемые к охране, должны:
- прививочный сертификат, либо справку о прохождении диспансеризации со справкой о вакцинопрофилактике;
- иметь личную медицинскую книжку установленного образца и оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 года N 300 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника".
Кроме того, согласно условиям Контракта, Исполнитель обязан представить Заказчику:
- копии удостоверений частных охранников, выданных органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо копии служебных удостоверений сотрудников ведомственной охраны, заверенные печатью Организации Исполнителя) и подписью руководителя (раздел 2.1. Требования к качеству и безопасности услуг п. 2.2.1).
Данные документы (заверенные копии) Заказчику не были предоставлены в полном объеме согласно требованиям, прописанным в Контракте.
В период оказания Услуг сотрудники Исполнителя обязаны иметь:
- служебное удостоверение (работник ведомственной охраны) или удостоверение частного охранника и личную карточку охранника (частный охранник);
- свидетельство о присвоении квалификации частного охранника;
- личная карточка охранника;
- удостоверение Пожарно-Технического минимума для руководителей и сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану;
- каждый сотрудник охраны должен быть застрахован на случай гибели, получения увечья и иного повреждения здоровья, в связи с оказанием им охранных услуг в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 19 ФЗ N 2487-1) соответствующим договором страхования, либо предоставить договор страхования гражданской ответственности лиц, осуществляющих частную детективную и/или охранную деятельность;
- Документ, удостоверяющий прохождение Специальной оценки условий труда как единого комплекса идентификации трудового процесса в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426 "О специальной оценке условий труда" с внесением организации в реестр прошедших специальную оценку условий труда (подтверждается копией уведомления) (раздел 2.1. Требования к качеству и безопасности услуг п. 2.2.1)
Данные документы (заверенные копии) Заказчику не были предоставлены в полном объеме согласно требованиям, прописанным в Контракте.
В соответствии с условиями Контракта на основании приказа о закреплении частных охранников за объектом охраны Исполнитель разрабатывает и утверждает график дежурства частных охранников на объекте охраны и согласовывает с руководством объекта охраны не позднее, чем за 3 дня до наступления отчетного месяца.
Однако данные требования не выполнялись.
Раздел 2.2. Требования к техническим характеристикам п. 2.2.15 Исполнитель охранных услуг (охранная организация, подразделение ведомственной охраны):
- обязана обеспечить замену сотрудника на посту в течение 60 - 90 минут, в случае отстранения сотрудника Исполнителя от выполнения своих обязанностей по основаниям, предусмотренным в инструкции сотрудников охраны при исполнении служебных обязанностей на охраняемом объекте, в том числе в случае нахождения сотрудника Исполнителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- обязана иметь собственную вооруженную мобильную группу реагирования, включающую в себя не менее 2 человек, вооруженных служебным короткоствольным нарезным оружием (частная охранная организация) и (или) вооруженных боевым короткоствольным оружием (подразделения ведомственной охраны).
Данные требования не выполнялись.
В соответствии с разделом 2.2. Требования к техническим характеристикам услуг п. 2.2.16. Сотрудники, привлекаемые к охране, должны:
- являться сотрудниками организации, имеющей лицензию на право осуществления частной охранной деятельности и обладать квалификацией, отвечающей требованиям Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и в соответствии со статьей 11.1. данного закона, иметь удостоверения частного охранника, личную карточку охранника, и (или) являться сотрудниками предприятия, имеющего специальную правоспособность по охране объектов на основании Федерального закона "О ведомственной охране от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ и иметь служебное удостоверение и жетон, и прошедшими ежегодную периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;
- являться гражданами Российской Федерации;
- в случае если охранник является сотрудником частной охранной организации, он должен иметь Свидетельство о присвоении квалификации не менее 4-го разряда;
- иметь справку об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;
- иметь личную медицинскую книжку установленного образца и оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- прививочный сертификат, либо справку о прохождении диспансеризации со справкой о вакцинопрофилактике;
Данные документы (заверенные копии) Заказчику не были предоставлены в полном объеме согласно требованиям, прописанным в настоящем Контракте.
Вместе с тем со стороны Исполнителя имели место сотрудники, непрошедшие своевременно медицинский осмотр с соответствующей записью в личной санитарной книжке.
Согласно п. 2.2.17. Ведение на объекте необходимой документации:
- журналов учета посетителей;
- книг приема и выдачи ключей от помещений (с целью контроля наличия работников Заказчика в помещениях);
- книг приема и сдачи дежурств;
- сотрудники охраны не допускается к несению службы более 24 (двадцати четырех) часов без смены. Вахтовый метод привлечения сотрудников охраны, не допускается. Проживание работников охраны на территории объектов охраны запрещено.
Данные требования не выполнялись Исполнителем.
На основании вышеизложенного в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" не уклонялось от исполнения Контракта. По доводам Заказчика, изложенным в Решении, представитель Участника сообщил следующее:
С момента заключения Контракта (10.12.2023) до 06.05.2024 в адрес Исполнителя от Заказчика не поступало вопросов по ведению журнала дежурств. Вместе с тем Журнал дежурств велся и присутствовал на объекте. Все вопросы решались в рабочем порядке.
Сотрудники, присутствовавшие на объекте, имели медицинские книжки.
В соответствии с п. 2.1.4 Контракта документы, подтверждающие сведения о работниках, Исполнитель должен предоставить Заказчику в течении трёх рабочих дней с момента поступления запроса.
От Заказчика запросы не поступали. Также в рабочем порядке 15.05.2024 Исполнителем была отправлена медицинская книжка на сотрудника Соловьева М.С.
Копии удостоверений частных охранников, свидетельства о присвоении квалификации частного охранника, личные карточки охранников находились при себе у сотрудников ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" при дежурстве на объекте, а также дополнительно были отправлены Заказчику по электронной почте.
ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" регулярно отправлялся Заказчику график дежурств (19.01.2024, 02.02.2024, 05.03.2024, 09.04.2024, 27.04.2024, 08.05.2024 (с изменениями на май)).
Сотрудник Монгуш С.Х., по которому у Заказчика возник вопрос, был заменён 08.05.2024 сотрудником Соловьевым М.С., а также предоставлены необходимые документы по этому сотруднику, как уже отмечалось выше.
От Заказчика не поступало требований о предоставлении документов о наличии ГБР.
15.05.2024 в адрес Заказчика были направлены документы, подтверждающие наличие ГБР.
На основании вышесказанного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" исполнялись условия Контракта, все рабочие моменты решались оперативно в рабочем порядке, а в случае поступления запросов от Заказчика документы и информация предоставлялась Заказчику.
Кроме того, ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" исполнено более 80 контрактов, заключённых в рамках Закона о контрактной системе, в настоящее время на исполнении находится 45 контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ЧОО "TOTAJI СЕКЬЮРИТИ" (ИНН: 7453340671), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 мая 2024 г. N РНП-78-766/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024