Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик):
ООО "Альтер-Проект" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13247-ЭП/24 от 21.05.2024) на действия конкурсной комиссии при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию строительства здания общеобразовательной школы по адресу: Санкт-Петербург, поселок Хвойный, дом 115, литера А (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.04.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002524000185. Начальная (максимальная) цена контракта - 52 104 164, 40 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по мнению подателя жалобы, в нарушении порядка оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостному критерию.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа, Заказчика 27.05.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.05.2024.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 15.05.2024 NПРОII1, предложение Заявителя по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в рамках показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" было оценено в 0 баллов.
Не согласившись с указанной оценкой по вышеприведенным критериям, Заявитель обратился с жалобой в антимонопольный орган.
В свою очередь, из содержания извещения о проведении конкурса следует, что Заказчиком определен следующий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нестоимостного критерия:
Показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Для показателя оценки по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется детализирующий показатель оценки: - "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами". (Характеристика квалификации участников закупки N2). |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (Характеристика квалификации участников закупки N3) |
В целях оценки по детализирующему показателю оценки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (Характеристика квалификации участников закупки N2) показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "Квалификация участников закупки" в соответствии с пунктом 30 Положения Заказчиком установлены перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию: - трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; - информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации). Оценке подлежит количество специалистов и иных работников участника закупки с наличием высшего образования по специальности или направлению подготовки в области проектирования и строительства в соответствии с профессиональными стандартами, при этом сведения о таких специалистах должны быть включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. В качестве информации (в том числе данных), результатов применения информационных технологий и документов, подтверждающих квалификацию специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации), участником предоставляются дипломы сотрудников о высшем профессиональном образовании, уведомления о включении сведений о специалисте в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования по каждому специалисту, предложенному участником конкурса для выполнения работ по настоящему электронному конкурсу. Для Заказчика лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (Характеристика квалификации участников закупки N2).
Оценка заявок осуществляется по формуле:
где: Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки"; Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки". Представленные участником закупки в составе заявки документы предлагается указывать в рекомендованной форме "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Приложение N2 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению). |
Таким образом, из содержания указанного порядка оценки следует, что к оценке принимаются исключительно
- трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В свою очередь, Заявителем в составе заявки в качестве документов, подтверждающих наличие у него специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, не были представлены копии трудовых книжек или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у комиссии Уполномоченного органа, Заказчика имелись достаточные основания для того, чтобы не учитывать представленную Заявителем информацию, в связи с чем, Комиссия УФАС не находит оснований для признания нарушения конкурсной комиссией установленного Заказчиком порядка оценки заявки Заявителя.
На основании изложенного, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемого конкурса, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 15.05.2024 NПРОII1, заявка участника закупки с номером ИНЗ: 2 (K-180744) по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" была оценена с учетом значимости показателя в 50 баллов.
Вместе с тем, из содержания вышеуказанной заявки следует, что участником закупки в составе заявки была представлена информация (в том числе, данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, а именно уведомления о включении сведений о специалистах в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в том числе, предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами. Указанная информация была представлена, в том числе, в отношении следующих лиц: Яковлевой Т.Н., Плешак В.И.
Согласно ч. 1 ст. 55.5.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, в том числе в должности главного инженера проекта (ГИП), главного архитектора проекта (ГАП).
Как следует из ч. 2 ст. 55.6 ГрК РФ, для приема в члены саморегулируемой организации юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию, в том числе, документы, подтверждающие наличие у такого юридического лица специалистов, указанных в частях 1, 2 статьи 55.5.1 ГрК РФ.
Таким образом, требование об обязательности наличия трудовых отношений с указанными работниками прямо предусмотрено действующим законодательством.
Как установлено Приказом Минстроя России от 15.04.2022 N 286/пр основаниями для исключения сведений о физическом лице из НОПРИЗ являются:
1. Поступление в Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - Национальное объединение саморегулируемых организаций), заявления физического лица, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства (далее - физическое лицо, национальный реестр специалистов соответственно), об исключении сведений о нем из национального реестра специалистов.
2. Смерть физического лица.
3. Признание решением суда физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным.
4. Истечение у физического лица - иностранного гражданина срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, срока действия документа, подтверждающего право физического лица - иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации такой документ не требуется.
5. Невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов до 31 августа 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4305; 2022, N 1, ст. 16), до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.
6. Невыполнение физическим лицом, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов с 1 сентября 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
7. Привлечение физического лица к административной ответственности в течение одного года два раза и более за аналогичные правонарушения, допущенные при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства.
8. Осуждение физического лица за совершение преступления или наличие у физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
9. Вступление в законную силу решения суда, установившего вину физического лица в причинении вреда жизни или здоровью физических лиц, указанного в статье 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 27, ст. 5103).
10. Осуществление по вине физического лица, установленной вступившим в законную силу судебным решением, выплат из компенсационных фондов саморегулируемой организации.
11. Наличие в заключении, указанном в части 6 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16), обстоятельств, указывающих на виновность физического лица в период выполнения им должностных обязанностей, указанных в частях 3 или 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4305; 2022, N 1, ст. 16).
12. Включение по вине физического лица, установленной вступившим в законную силу судебным решением, индивидуального предпринимателя или юридического лица, работником которого является (являлось) такое физическое лицо, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
13. Принятие Советом Национального объединения саморегулируемых организаций решения о неисполнении физическим лицом должностных обязанностей специалиста по организации инженерных изысканий, специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования или специалиста по организации строительства, определенных статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4305; 2022, N 1, ст. 16).
Таким образом, исключение сведений о физическом лице из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства напрямую препятствует осуществлению им профессиональной деятельности.
Их содержания национального реестра специалистов, размещенной в сети интернет, следует, что сведения в отношении Яковлева Т.Н., Плешак В.И. были исключены 22.03.2024.
В свою очередь, участник закупки, как юридическое лицо, выполняющее проектно-изыскательные работы, не могло быть не уведомлено об исключении двух сотрудников (находящихся в штате организации) из указанного реестра НОПРИЗ. Соответственно, представленные участником закупки в составе заявки с номером ИНЗ: 2 (K-180744) уведомления о включении двух сотрудников в реестр НОПРИЗ (при фактическом их исключении) содержат признаки недостоверной информации.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что заявка указанного участника закупки подлежала отклонению по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. В свою очередь, приняв решение о соответствии рассматриваемой заявки требованиям извещения, комиссия Уполномоченного органа, Заказчика пренебрегла своей обязанностью по проверке информации, содержащейся в составе заявки, в том числе, на предмет ее достоверности, что повлекло за собой нарушение ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Принимая во внимание, что допущенное нарушение является существенным и влияет на результаты процедуры закупки, Комиссия УФАС приходит к выводу о достаточности оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 8, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альтер-Проект" необоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика нарушение ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 мая 2024 г. N 44-2241/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024