Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Вита" (далее - Участник): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13553-ЭП/24 от 23.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на поставку электродвигателей для систем вентиляции (извещение N 0372100049624000752),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.05.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку электродвигателей для систем вентиляции (извещение N 0372100049624000752).
Начальная (максимальная) цена контракта - 203 696,78 рублей.
В соответствии с ч. 9 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2024 NИЗК1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "Вита".
Частью 6 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона
о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
17.05.2024 Заказчик разместил на электронной торговой площадке (АО "Сбербанк-АСТ") проект государственного контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
21.05.2024 ООО "Вита" разместило на электронной площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронной процедуры, а также в подтверждение своей добросовестности представлены три контракта (1490907813923000077, 3191100574222000003, 3380404554321000009) в качестве обеспечения исполнения контракта.
Однако, представленные в качестве обеспечения исполнения контракта сведения о добросовестности Участника, что не отвечает требованиям, установленным в извещении о проведении Запроса котировок, внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, Участником не произведено, независимая гарантия Участником не представлена.
Таким образом, поскольку победитель закупки ООО "Вита", с которым заключается контракт, не представил надлежащее обеспечение исполнения контракта в полном объеме в срок, установленный для заключения контракта, Заказчик разместил Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 22.05.2024 N ППУ20_1.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС Участник пояснил, что ООО "Вита" не имело намерения уклониться от подписания контракта.
16.05.2024, т.е. в регламентированный срок проект контракта был подписан со стороны Участника, а также представлена информация о 3-х ранее исполненных контрактах.
Однако, по ошибке ООО "Вита" не был учтено, что по закупке N 0372100049624000752 преимущество для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе не устанавливалось.
При этом, после признания Участника уклонившимся от заключения контракта ООО "Вита" направило денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта (платежное поручение N 307 от 23.05.2024 на сумму 20 369,68 рублей).
Вместе с тем, в рамках подготовки к исполнению контракта Участником был закуплен необходимый товар для поставки Заказчику (счет N 09842 от 14.05.2024 - платежное поручение N 296 от 20.05.2024, счет на оплату N 1318 от 20.05.2024 - платежное поручение 295 от 20.05.2024).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Вита" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, принимая во внимание осуществление Участником действий по подписанию контракта и подготовке обеспечения исполнения контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение что ООО "Вита" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Вита" (ИНН: 5403010811), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2024 г. N РНП-78-777/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024