Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
прибывших лично:
от заказчика - Копылов А.В., Воблова А.А.,
участвующих посредством системы (программы) "trueconf"
от заявителя - Алякова А.В.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "МЕДПРОФ" на действия заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок электронной форме N 0321100032624000125 "Поставка в 2024 году получателям сигнализаторов звука цифровых с вибрационной и световой индикацией для слабослышащих и глухих".
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.
21.05.2024 г., комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
06.05.2024 г. заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0321100032624000125 "Поставка в 2024 году получателям сигнализаторов звука цифровых с вибрационной и световой индикацией для слабослышащих и глухих".
НМЦК 9 212 125,00
Согласно извещению к поставке заказчику требуются следующие товары:
1. Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией
Идентификатор: 150207520 - 27.90.20.120-00000001
2. Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией
Идентификатор: 150207521 - 27.90.20.120-00000002
3. Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией
Идентификатор: 150207522 - 27.90.20.120-00000003
На участие в данной закупке была подана одна заявка - допущена.
Относительно доводов жалобы установлено следующее:
1. По мнению заявителя, закупаемый товар описан заказчиком таким образом, что совокупность всех характеристик товара соответствует товару единственного производителя - сигнализатора звука "Энеджи" производителя ООО "Элита Групп".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно статье 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.
Заказчиком в Приложении N 1 "Описание объекта закупки" к извещению указал, что товар должен соответствовать требованиям следующих стандартов:
ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 30804.6.2-2013, ГОСТ 30804.6.4-2013, ГОСТ 15150-69.
В указанных позициях КТРУ отсутствуют характеристики товара, следовательно, заказчик описал товар по правилам статьи 33 Закона N44-ФЗ .
По мнению заявителя жалобы, блокирующими характеристиками по закупаемым товарам явились:
меню
возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке
возможность одновременно в световом, звуковом и текстовом виде (за счет текста на русском языке) информировать пользователя о происходящем событии.
Вместе с тем, указанные выше характеристики содержатся в ГОСТ Р 70185-2022
В Описании объекта закупки указано, что товар должен соответствовать в том числе требованиям ГОСТ Р 70185-2022.
Данный ГОСТ устанавливает общие правила и требования, которые рекомендуется учитывать в технических условиях производителя на конкретную продукцию.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 70185-2022 настоящий стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методам их испытаний.
Исходя из вышеизложенного, заказчик обоснованно применил данный стандарт, поскольку в силу положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при наличии национальных стандартов на требуемый заказчику к закупке товар рекомендовано их использование при составлении описания объекта закупки, в части показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в извещении установлены требования к объекту закупки в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022, а также с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Более того, из представленных заказчиком документов (руководство по эксплуатации, инструкции) следует, что под описание объекта закупки помимо ОАО "Исток Аудио Интернэшнл" (сигнализатор звука "Пульсар-3") подходит и ООО "Элита Групп" (сигнализатор звука "Энеджи");
Так, указанные заявителем блокирующие характеристики товара настольный приемник: "меню"; возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке", "возможность одновременно в световом, звуковом и текстовом виде (за счет текста на русском языке) информировать пользователя о происходящем событии" имелись в наличие у сигнализатора звука "Энеджи" производителя ООО "Элита Групп".
Из изложенного следует, что под описание объекта закупки заказчика подходит как минимум два производителя.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, доводы заявителя жалобы в данной части необоснованны.
2. По мнению заявителя Заказчик установил излишнее требование по предоставлению участниками закупки в составе заявки подтверждения сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции и тем самым нарушил требования Федерального закона о контрактной системе, а также постановления Правительства N878.
В документе извещения Приложение N 3 "Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по её заполнению" содержится указание на то, что в целях исполнения требований Постановления N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции, что соответствует формулировке требования в п. 3(3) Постановления N 878, содержащего отсылку к п. 3(2) и не предполагает обязанность участника закупки предлагать к поставке и подтверждать документально именно товар, относящийся к первому уровню радиоэлектронной продукции.
Данный довод заявителя необоснован.
3. а). По мнению подателя жалобы, заказчик вводит участников закупки в заблуждение, так как наличие разночтений в приложенном файле и в структурированной форме не позволяет участникам закупки однозначно определить каким образом при подаче заявки нужно указать показатели характеристик, чтобы заказчик признал заявку соответствующей.
В инструкции по заполнению заявки в электронном файле сказано, что в случае, если в "Описании объекта закупки" Заказчик приводит характеристику товара с указанием "должен(на)", "должен(на) быть", значит, данная характеристика является обязательной и подлежит указанию участником без сопровождения слов "должен", "должен быть".
При описании характеристик товара участник закупки должен указывать конкретные показатели товара. Предложение участника в отношении товара не должно сопровождаться словами: "должен", "должен быть", "может", "может быть", "приблизительно" (и их производными) и другими словами, не позволяющими однозначно оценить предложение участника.
В извещение в структурированной форме по позициям "Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией", "Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией" содержит инструкцию, в которой установлено, что значение характеристики не может изменяться участником закупки.
Так заказчиком в извещение в структурированной форме по позициям "Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией", "Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией" указаны слова "должен", "должен иметь", вместе с тем данные формулировки содержаться не в столбце значение характеристики как указал в жалобе заявитель, а в "наименование характеристики", что не противоречит требованиям инструкции по заполнению заявки в которой установлено, что значение характеристики не может изменяться участником закупки.
Само описание объекта закупки в структурированной форме сформированное с использованием ЕИС строго соответствует описанию, приведенному в электронном документе извещения Приложение N1 "Описание объекта закупки".
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
б). В силу п. 15 ч. 1 ст. 42 Законв N44-ФЗ информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона N44-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В извещении об осуществлении закупки установлено требование об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г. N126н.
При этом в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, являющихся неотъемлемой частью извещения, отсутствует требование, установленное п.1.6 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г.N126н, а именно: отсутствует требование по подтверждению страны происхождения товаров путем указания (декларирования) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
Данный довод заявителя жалобы обоснован.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения требований ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ.
Поскольку на участие в закупке поступила одна заявка (допущена, признана соответствующей) положения Приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г. N126н не применимы в данном случае.
Вместе с тем, данная заявка, в том числе содержала и наименования страны происхождения товара.
Таким образом, в соответствии с пунктом а) статьи 35 Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
в). В силу п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно в том числе содержать и:
проект контакта.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N44-ФЗ Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В структурированной форме извещения установлен срок действия контракта - 28.12.2024 г.
Согласно условиям проекта государственного контракта (п.2.2.) срок действия контракта установлен - до 27.11.2024 г.
При этом в проекте государственного контракта (п.2.1.) указан срок поставки товара до получателей - до 28.12.2024 г.
Исходя из вышеизложенного следует уточнить:
- срок поставки товара до получателей (до 28.12.2024 г.) не может быть позже окончания срока действия контракта (до 27.11.2024 г.);
- срок действия контракта в структурированной форме извещения (28.12.2024 г.) отличается от срока действия контракта, установленного в проекте государственного контракта (до 27.11.2024 г.).
Таким образом извещение и приложенные к нему проект контракта содержат разночтения.
В действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 42, ч. 1 ст. 34 Закона N44-ФЗ.
Данный довод обоснован.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 14, ч. 1 ст. 34, ст. 42 Закона N44-ФЗ, Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДПРОФ" на действия заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321100032624000125 "Поставка в 2024 году получателям сигнализаторов звука цифровых с вибрационной и световой индикацией для слабослышащих и глухих" - обоснованной в части пп. б) и в) довода N 3.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК нарушившими ст. 14, ч. 1 ст. 34, ст. 42 Закона N44-ФЗ, Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Н.Г. Пызина |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.В. Вишневская |
|
|
Б.Ш. Карпель |
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 мая 2024 г. N 026/06/106-1010/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024