На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила)
комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России; О.И. Аркадьева - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; И.Ю. Затолюк - специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок рекламы Калининградского УФАС России, при участии представителей победителя - ООО "МАРОП":
- Жирковой Анны Петровны (по доверенности), - Наташиной Ольги Игоревны (по доверенности), - Клопышко Полины Сергеевны (по доверенности), представителей заказчика - ГКУ КО "Центр цифровых технологий":
- Писочнюк Анны Александровны (по доверенности), - Маркиной Анны Константиновны (по доверенности), - Авдеевой Юлии Игоревны (по доверенности), рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи обращение, поступившее от Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр цифровых технологий" (вх. N 3794/24 от 20.05.2024) в отношении общества с ограниченной ответственностью "МАРОП" (ИНН 7713485061, 127247, г. Москва, вн. тер.
г. Муниципальный округ Восточное Дегунино, ш Дмитриевское, д. 100, помещ. I, ком.
3) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по расширению количества простых (неисключительных) лицензий на использование программ для ЭВМ "1С" и сервисному сопровождению программных продуктов "1С" для нужд исполнительных органов государственной власти и государственных казенных учреждений Калининградской области (извещение N 0335200014924001198) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1) Дата размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении Аукциона - 25.04.2024 г.
2) Начальная (максимальная) цена контракта за единицу услуги - 83 646 рублей.
3) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.05.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие по результатам электронного аукциона поданы 2 (две) заявки, которые признаны соответствующими требованиям.
4) По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки обществом с ограниченной ответственностью "МАРОП" (идентификационный N2). Цена контракта за единицу услуги составила- 75 281 рублей 40 копеек.
5) 08.05.2024 Заказчиком без своей подписи размещен в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС проект контракта для подписания победителем Аукциона.
6) 18.05.2024 - фиксация сведений об уклонении Участника от заключения контракта в ЕИС.
7) 20.05.2024 Заказчиком составлен протокол признания победителя Аукциона уклонившимся от заключения контракта.
8) 20.05.2024 - Заказчиком опубликован в ЕИС протокол признания участника уклонившимся NППУ20 1.
9) 20.05.2024 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение о включении сведений об ООО "МАРОП" (вх. N 3794/24) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Представленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановления Правительства РФ 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков), статьи 104 Закона о контрактной системе. Заключение контракта по результатам электронной процедуры регламентировано статьей 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт; На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 08.05.2024 размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания Победителем Аукциона, в установленные Законом о контрактной системе сроки контракт Победителям не был подписан.
Таким образом, участник закупки не выполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно не подписал проект Контракта в регламентированный срок. Как установлено частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. Победитель пояснил, что ООО "МАРОП" не имело намерения уклоняться от заключения Контракта. Причиной не подписания Контракта в установленный Законом о контрактной системе срок стал человеческий фактор, невнимательность и неопытность сотрудника, которому были переданы полномочия по заключению Контракта Генеральный Директор Общества Спивак Я.Э. в виду плохого самочувствия заблаговременно в соответствии с Приказом о назначении на должность от 09.02.2024 назначил Клопышко Полину Сергеевну на должность "Специалист по тендерам", которая предусматривает обязательства по оформлению и подаче заявок для участия в закупках от имени ООО "МАРОП", а также право использовать электронную цифровую подпись для подписания проектов контрактов. Однако сотрудник не проявил должной осмотрительности и не перепроверил сроки подписания контракта, из-за чего Обществом был нарушен Закон о контрактной системе, а именно не подписан проект Контракта в регламентированный срок. Генеральный директор ООО "МАРОП" Спивак Я.Э. в срок с 16.05.2024 по 24.05.2024 находился на больничном (лист нетрудоспособности N 910226593756, от 16.05.2024 ГБУЗ ГП 45 ДЗМ Филиал 5) и не мог принимать участие в Закупке (извещение N 0335200014924001198).
Когда стала известна информация о размещения Протокола о признания Общества уклонившимся от заключения контракта (20.05.2024 N ППУ20 1), ООО "МАРОП" направило письмо на электронную почту Заказчика, что не имело намерения уклоняться от заключения Контракта и предоставило обеспечение исполнения контракта в виде Независимой банковской гарантии от ПАО "МТС-Банк" N 1047076-24-EGB от 21.05.2024.
ООО "МАРОП" сообщает, что ни в коем случае не уклоняется от заключения контракта и имеет все необходимые средства для оперативного подписания и исполнения данного контракта. Победитель просит обратить внимание Комиссию, что является добросовестным исполнителем, ведет активную деловую деятельность по оказанию услуг/ выполнению работ в срок, имеет положительную деловую репутацию, соблюдает законодательство.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в том числе уклонившихся от заключения контрактов. По смыслу указанной нормы Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение. При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь установления заказчиком факта уклонения подрядчика от заключения контракта, не выявляя иные, связанные с ним обстоятельства. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, которые предполагают его недобросовестное поведение, совершение умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключении контракта и нарушающих права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган исполнительной власти обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику. Субъективным критерием недобросовестности как основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков является умысел на уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Комиссия полагает, что применительно к рассматриваемому обращению Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о Победителе антимонопольный орган не может ограничиться формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта победителем, а в числе прочего должен учитывать характер и степень тяжести допущенных им нарушений, а также учитывать цели деятельности Федеральной антимонопольной службы - создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям. В рамках рассмотрения настоящего Калининградским УФАС России был направлен запрос N ИБ-2496/24 от 23.05.2024 г в ГБУЗ "ГП 45 ДЗМ" Филиал 5, в соответствии с ответом на который установлено, что Генеральный директор ООО "МАРОП" Спивак Я.Э. в срок с 16.05.2024 по 24.05.2024 действительно находился на больничном. Рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав пояснения ООО "МАРОП", с учетом того обстоятельства, что Победителем предпринимались действия, направленные на заключение Контракта (письмо с пояснениями Заказчику от 21.05.2024, оплата обеспечения контракта - Независимой банковской гарантии от ПАО "МТС-Банк" N 1047076-24-EGB от 21.05.2024 г.). Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае у ООО "МАРОП" умысла на уклонение от заключения контракта. Заказчик на включение в Реестр не настаивал. В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении обращения, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным казенным учреждением Калининградской области "Центр цифровых технологий" (вх. N 3794/24 от 20.05.2024) в отношении общества с ограниченной ответственностью "МАРОП" (ИНН 7713485061, 127247, г. Москва, вн. тер.
г. Муниципальный округ Восточное Дегунино, ш Дмитриевское, д. 100, помещ. I, ком.
3) в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Председатель комиссии И.С. Болтенко Члены комиссии: О.И. Аркадьева И.Ю. Затолюк Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-2806
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 мая 2024 г. N 039/10/104-412/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - обеспечение исполнения контракта - умысел)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024