Резолютивная часть оглашена
22.05.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение муниципального автономного учреждения муниципального района Большеглушицкий Самарской области "Центр административно-хозяйственного обеспечения" (далее - Заказчик, МАУ ЦАХО) о включении сведений об ООО "ЭнкиСтрой" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки по объекту: "Капитальный ремонт нежилого здания, занимаемого СП ГБОУ СОШ N1 "ОЦ" им. В.И. Фокина с. Большая Глушица, по адресу: Самарская область, р-н. Большеглушицкий, с. Большая Глушица, ул. Фирсина, д. 5 (2-й этап)" (извещение N 0142200001324004073, начальная (максимальная) цена контракта 11 774 758, 82 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
27.03.2024 между Заказчиком и ООО "ЭнкиСтрой" заключен муниципальный контракт на выполнение капитального ремонта нежилого здания, занимаемого СП ГБОУ СОШ N1 "ОЦ" им. В.И. Фокина с. Большая Глушица, по адресу: Самарская область, р-н. Большеглушицкий, с. Большая Глушица, ул. Фирсина, д. 5 (2-й этап) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктами 6.2.1. и 6.2.2. Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с принятыми на себя обязательствами в полном соответствии с приложениями к Контракту, нормами и правилами проведения работ по капитальному ремонту; к установленному Контрактом сроку обязан предоставить "Заказчику" результаты выполненных работ, предусмотренные Контрактом.
Согласно пункту 4.1.1. Контракта сроки выполнения работ определены Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), в соответствии с которым срок выполнения работ - с момента заключения контракта по 15 июля 2024 года.
Заказчик направлял Подрядчику письма с требованием незамедлительно приступить к работе N11 от 11.04.2024, N14 от 23.04.2024.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Поскольку Подрядчик не приступил к выполнению работ на Объекте, Заказчиком в соответствии с пунктом 10.7 Контракта 02.05.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 02.05.2024, соответственно, вступило в силу 14.05.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям Общества "27.03.2024 заключен контракт после заключения контракта начаты мероприятия по комплектации объекта строительными материалами, а именно сбор базы поставщиков, предварительные переговоры на поставку, сбор счетов на покупку материала, заключение договора субподряда.
08.04.2024 посещение объекта с целью поиска жилья, согласования цвета отделочных материалов. Предварительного обследования объекта. Цвета отделочных материалов согласовывались с представителем детского садика Татьяной Станиславовной. Она же обещала оказать помощь в расселении сотрудников ООО "ЭНКИСТРОЙ" в гостиницах села Большой Глушицы. Кроме того, состоялось техническое совещание с представителем Заказчика, в результате которого Подрядчику доведены объемы выполняемых работ и передан план помещений.
09.04.2024 Татьяна Станиславовна путем сообщения в приложении Телеграмм направила контакты руководителей гостиниц. По этим контактам Солодов Денис Сергеевич позвонил и забронировал номера.
11.04.2024 от Заказчика получено письмо о передаче площадки Подрядчику для начала выполнения работ, при этом Акт передачи площадки не был направлен.
12.04.2024 по результатам обследования объекта, проведенного 08.04.2024 от Подрядчика в адрес Заказчика направлено обращение (письмо от 12.04.2024 N24-11) о несоответствии сметной документации фактическому состоянию объекта.
15.04.2024 от Заказчика получен ответ (письмо от 15.04.2024 N 12) о порядке использования непредвиденных затрат, корректировки смет и разъяснения о порядке замены материалов и необходимости решения вопросов в "рабочем порядке".
17.04.2024 в адрес заказчика был направлен письмом от 17.04.2024 N 2412 предварительный список персонала Подрядчика для начала работ на Объекте.
18.04.2024 в адрес Заказчика направлено письмо N24-12 о необходимости передачи строительной площадки по Акту.
18.04.2024 в адрес Подрядчика передан Акт приема-передачи строительной площадки.
23.04.2024 со стороны Заказчика в адрес Подрядчика получено письмо от Заказчика N14 от 23.04.2024 с требованием о начале работы.
После получения Акта началась процедура приемки площадки, предусмотренная Контрактом (п.5.2.10), в результате которой 27.04.2024 в адрес Заказчика направлен мотивированный отказ (письмо от 27.04.2024 N 24-15) в приемке площадки по причине несоответствий сметной документации фактическому состоянию объекта ввиду некачественного проведения дефектовки на этапе проектирования. Требуется корректировка сметы с увеличением до 40 %
27.04.2024 в адрес Заказчика в ответ на обращение N 14 от 23.04.2024 направлено письмо N 24-16 о невозможности начать работу по причине незавершенности процедуры приемки площадки ввиду значительных несоответствий сметной документации фактическим объемам работ
02.05.2024 со стороны заказчика получено решение об отказе от исполнения контракта.
06.05.2024 со стороны Заказчика получен ответ на обращение Энкистрой от 27.04.2024 N 24-15, до выявленные и выполненные дополнительные объемы будут оплачиваться в рамках 10 % от цены контракта.
12.05.2024 в адрес заказчика направлен ответ с несогласием с его доводами о выполнении дополнительных работ без их осметчивания должным образом и предложением откорректировать сметную документацию до начала выполнения работ на объекте, либо, при отказе заказчика должным образом корректировать сметную документацию, расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Учитывая, что п. 1.2. ст.95 ФЗ-44, прямо предусмотрена инициативность Заказчика при изменении объемов работ до 10%, а исходя из указанной выше переписки она не усматривается, то действия направленные на расторжении договора вместо, заключения дополнительного соглашения являются не обоснованными.
Представленная переписка подтверждает факт того, что Заказчик не отрицает наличие видов и объемов работ, не учтенных сметной документацией, и вместо передачи площадки и осмечивания выявленных дополнительных видов и объемов работ требует незамедлительно начать работы".
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Подрядчика при выполнении работ по Контракту.
В письме от 27.04.2024 N 24-15 "О направлении информации о невозможности принятия строительной площадки", адресованном Заказчику, Общество указывает на ряд видов работ, не учтенных проектной документацией, и делает вывод о необходимости увеличения стоимости контракта на 40 % с внесением соответствующих изменений в проектную документацию.
Вместе с тем, Заказчик в письме от 06.05.2024 N 18 соглашается с Подрядчиком лишь в части необходимости выполнения дополнительных работ по демонтажу сетей освещения и розеток, работы по демонтажу существующих перегородок в санузлах.
Исходя из расчетов, приведенных в письме Общества от 27.04.2024 N 24-15, стоимость данных работ составляет 301 600 руб., при цене контракта 8 328 155, 25 руб., что составляет 3,6 % от цены контракта.
Выполнение такие работ как демонтаж существующих бетонных пьедесталов, покраска оконных проемов в соответствии с ведомостями объемов работ не требуется.
Общество в подтверждение своей добросовестности ссылается на факт направления в адрес Заказчика списка персонала, планируемого к привлечению для выполнения работ на объекте.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России при изучении письма от 17.04.2024 N 24-12 установлено, что к выполнению работ на Объекте привлечены 3 сотрудника: директор Общества, специалист по снабжения и мастер по отделочным работам.
При этом, согласно условиям Контракта, работы должны быть выполнены до 15.07.2024.
Фактически Общество к выполнению работ по контракту по истечении месяца с даты заключения Контракта не приступило.
Доказательства обратного в антимонопольный орган не представлены.
Согласно информации из реестра контрактов ЕИС Общество имеет многочисленный опыт исполнения контрактов с аналогичным предметом закупки.
Общество подало заявку на участие в аукционе, согласилось на выполнение работ на условиях, определенных извещением о закупке и приложениям к нему. Положения извещения закупке в установленном порядке не обжаловало, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавало. При этом, принимая участие в электронном аукционе, снизило начальную (максимальную) цену контракта на 29,3 %.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
В результате непредусмотрительного поведения подрядчика, повлекшего ненадлежащее исполнение обязательств, заказчик лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта. Общество, являясь профессиональным участником рынка строительных услуг, должно было принять все необходимые меры для выполнения работ в установленные контрактом сроки, однако не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по обеспечению надлежащего содержания здания образовательного учреждения для детей.
Кроме того, предмет закупки имеет высокую социальную значимость.
Заказчик настаивает на включении ООО "ЭнкиСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО "ЭнкиСтрой" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭнкиСтрой" (ИНН 0277957054, КПП 027701001; адрес регистрации: 450081, Республика Башкортостан, г.о.город УФА, г.Уфа, ул.Шота Руставели, д.41, кв.122), сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе: Солодов Денис Сергеевич (ИНН 740105256332) в реестр недобросовестных поставщиков*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭнкиСтрой", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 мая 2024 г. N РНП-63-131
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024