Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствие представителя ООО "Праид Мед Сервис" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Праид Мед Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая поликлиника N 4" (далее - Заказчика) при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования (эндоскопическое оборудование) (изв.N 0356300062724000063),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300062724000063 Заказчиком проводился электронный аукцион на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования (эндоскопическое оборудование).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.04.2024 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 706 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.05.2024 г.
Заявитель полагает, что требования Закона о закупках нарушение действиями Заказчика, выразившиеся в следующем:
1) расчет начальной (максимальной) цены контракта не включает в себя расчет стоимости ремонта оборудования;
2) в Техническом задании не указан перечень оборудования, подлежащего текущему ремонту. Также, исходя из Технического задания не ясно должна ли производиться замена запасных частей, указанных в Техническом задании;
3) детали, указанные в п. 7, 8 перечня запасных частей, могут быть заменены при проведении текущего ремонта медицинского оборудования.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика указал следующее:
1) Заказчиком для расчета НМЦК выбран метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В соответствие с ч. 5 ст. 22 44-ФЗ потенциальным поставщикам были направлены запросы коммерческих предложений с приложением технического задания. В коммерческих предложениях, полученных в ответ на запросы, указана общая цена (на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования (эндоскопическое оборудование), т.е. цена включает в себя и техническое обслуживание, и ремонт, производимый в рамках технического обслуживания. Заказчик не может самостоятельно выделить из представленных коммерческих предложений цену отдельно на техническое обслуживание, ремонт и стоимость запасных частей, используемых для проведения ремонта;
2) Согласно п. 5.6.1. ГОСТ Р 57501-2017 при составлении технического задания должны быть выбраны необходимые виды работ из списка, приведенного ниже:
- периодическое техническое обслуживание;
- техническое диагностирование;
- ремонт медицинского изделия;
- внеплановое техническое обслуживание;
- обновление программного обеспечения и установка опций;
- контроль технического состояния;
- монтаж/демонтаж и наладка медицинского изделия;
В техническом задании указана информация о составе и видах работ по техническому обслуживанию медицинской техники. Так, в пункте Технического задания "Требования к организации и порядку проведения технического обслуживания МИ" установлено: "Техническое обслуживание - комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности медицинского оборудования при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем).
Техническое обслуживание медицинских изделий включает в себя:
- периодический контроль технического состояния
- периодическое техническое обслуживание;
- техническое диагностирование;
- ремонт медицинского оборудования."
Также из пункта Технического задания "Ремонт медицинского оборудования" следует: "В период действия договора Исполнитель производит замену запасных частей в объеме, указанном в таблице "Перечень запасных частей, подлежащих замене в течение срока действия контракта на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования". Объем проведенного ремонта Исполнитель отмечает в журнале технического обслуживания. При необходимости замены запасных частей, не поименованных в вышеуказанной таблице, Исполнитель и Заказчик следуют согласно условиям, указанным в данном разделе. Качество выполненных Исполнителем работ проверяется Заказчиком. После ремонта медицинского оборудования в предусмотренных эксплуатационной документацией случаях подвергается послеремонтным испытаниям в объеме, необходимом для подтверждения соответствия эксплуатационных и технических характеристик согласно эксплуатационной документации". В Техническом задании установлен перечень запасных частей, подлежащих замене в течение срока действия контракта на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования, так же установлен перечень медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту. Соответственно, к тем запасным частям, по которым не установлено для какого именно они оборудования, данные запасные части адаптированы для любого вида оборудования, поименованного в таблице с перечнем оборудования, подлежащего техническому обслуживанию. Потенциальные участники закупки профессионалы в данной отрасли, то есть они могут определить, что данные запчасти подходят ко всему указанному оборудованию из перечня Технического задания. Само Техническое задание и закупка предполагает техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования в рамках технического обслуживания. В Техническое задание установлен перечень медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию. Согласно 5.7 ГОСТ Р 57501-2017 указывается только перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию. Требования к содержанию в Технического задания перечня медицинского оборудования, подлежащего текущему ремонту не установлено;
3) Техническим заданием не установлено соответствие ГОСТ 18322-78, который утратил силу. Согласно определению ГОСТ Р 57501-2017 "п.3.8 техническое обслуживание - комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности медицинского оборудования при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем). Примечание - При проведении технического обслуживания могут проводиться следующие работы: периодическое техническое обслуживание, внеплановое техническое обслуживание, контроль технического состояния, техническая диагностика и ремонт". То есть в рамках технического обслуживания могут проводиться мероприятия и операции по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности медицинского оборудования методом, выбранным из п.5.6.1 ГОСТ Р 57701-2017. "Пунктом 4.3. ГОСТ Р 57501-2017 определено, что заказчик вправе не включать в Техническое задание несущественные для него требования".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования (эндоскопическое оборудование). Описание выполняемых работ указано в Техническом задании.
В силу п. 5 Технического задания услуга по проведению ремонта, согласно положения ГОСТ Р 57501-2017 оказывается контрольно-измерительным и технологическим испытательным оборудованием, которое обеспечивает проведение всех видов работ по технического обслуживания медицинского изделия, указанных в перечне медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию.
Согласно разделу "Ремонт медицинского оборудования" Технического задания в период действия договора Исполнитель производит замену запасных частей в объеме, указанном в таблице "Перечень запасных частей, подлежащих замене в течение срока действия контракта на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования". Объем проведенного ремонта Исполнитель отмечает в журнале технического обслуживания. При необходимости замены запасных частей, не поименованных в вышеуказанной таблице, Исполнитель и Заказчик следуют согласно условиям, указанным в данном разделе.
Также Техническое задание содержит перечень запасных частей, подлежащих замене в течение срока действия контракта на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования, перечень медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 57501-2017 настоящий стандарт устанавливает требования к подготовке технического задания и их оформлению при проведении государственных закупок на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий, предназначенных для применения в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой, для которых документацией (нормативной, технической или эксплуатационной) предусмотрено их техническое обслуживание при эксплуатации. Настоящий стандарт распространяется на услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий предназначенные для поддержания и восстановления работоспособности или исправности медицинских изделий при использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем).
В силу п. 5.6.1 ГОСТ Р 57501-2017 при составлении технического задания должны быть выбраны необходимые виды работ из списка, приведенного ниже:
- периодическое техническое обслуживание;
- техническое диагностирование;
- ремонт медицинского изделия;
- внеплановое техническое обслуживание;
- обновление программного обеспечения и установка опций;
- контроль технического состояния;
- монтаж/демонтаж и наладка медицинского изделия;
Согласно п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017 в подразделе, содержащем требования к ремонту медицинских изделий, приводят:
- сведения о сроках проведения работ в рамках ремонта медицинских изделий. Сроки могут быть указаны как с учетом сроков поставки запасных частей, так и без него, о чем в техническому задании должна быть сделана отдельная отметка;
- указания о наличии или отсутствии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта. В подразделе могут быть приведены ограничения по количеству случаев отказа МИ, по которым за выбранный календарный период (месяц, год, срок действия договора и т. п.) проводится ремонт.
При наличии требований по поставки запасных частей для проведения ремонта в пункте приводят требования:
- к идентификации запасной части (наименование, каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя));
- качеству поставляемых запасных частей;
- срокам поставки и/или установки запасных частей;
- гарантийным срокам изготовителя (производителя) и/или поставщика запасных частей.
В том случае, если при заключении договора невозможно определить точный объем закупки запасных частей и расходных материалов, а также объем ремонтных работ, может быть предусмотрена возможность закупки за единицу продукции согласно Закону о закупках. В этом случае в техническом задание должно содержаться указания по порядку организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, а в приложениях к техническому заданию должны быть приведены:
- перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на медицинское изделие, для ремонта которых они применяются;
- перечень выполняемых работ, включающий описание ремонтных работ и указание на медицинское изделие, для ремонта которых данные работы проводятся.
В соответствии с п. 5.7 ГОСТ Р 57501-2017 в разделе приводят перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, с указанием:
- наименования медицинских изделий согласно документации изготовителя (производителя);
- модели (марки) медицинских изделий согласно документации изготовителя (производителя);
- наименования изготовителя (производителя);
- номера регистрационного удостоверения медицинских изделий;
- года выпуска;
- заводского/сервисного номера;
- инвентарного номера;
- места размещения в медицинской организации (корпус, кабинет или структурное подразделение).
Относительно второго довода Заявителя Комиссия отмечает следующее.
Ка было указано выше, Техническое задание содержит перечень запасных частей, подлежащих замене в течение срока действия контракта на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования.
Так, в отношении позиций 1,2,3,5,7,8 Перечня запасных частей отсутствует указание на перечень выполняемых работ, включающий описание ремонтных работ и указание на медицинское изделие, для ремонта которых данные работы проводятся.
Поскольку согласно разделу "Ремонт медицинского оборудования" Технического задания в период действия договора Исполнитель производит замену запасных частей Заказчику, в соответствии с требованиями п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017, надлежало указать информацию о выполняемых работах с данными запасными частями, а также указать медицинское изделие, для ремонта которых данные работы проводятся.
Довод Заказчика о том, что запасные части, в отношении которых не указано для какого оборудования они предназначены, являются адаптированными для любого оборудования не подтверждается положениями Технического задания, соответствующая информация или сведения не указана.
В данном случае в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В части отсутствия в Техническом задании перечня медицинских изделий, подлежащих текущему ремонту, Комиссия отмечает, что в силу п. 5.7 ГОСТ Р 57501-2017 указывается лишь перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию. Требования к формированию перечня оборудования, подлежащего текущему ремонту ГОСТ Р 57501-2017 не предусмотрено.
Относительно третьего довода жалобы Заявителя Комиссия отмечает следующее.
Как было указано выше, согласно п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017 Техническое задание должно содержать перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на медицинское изделие, для ремонта которых они применяются.
Таким образом, включение в Техническое задание перечня запасных частей к медицинским изделиям соответствует требованиям п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017, поскольку указанные запасные части будут заменены или использованы в рамках работ по техническому обслуживанию или ремонтных работах.
Ссылка Заявителя на положения ГОСТ 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения" не может быть принята Комиссией к сведению, поскольку ГОСТ 18322-78 утратил силу 01.09.2017 г.
Относительно первого довода Заявителя Комиссия обращает внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона о закупках.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о закупках осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, в приложении к извещению приложены соответствующие расчеты формирования начальной (максимальной) цены контракта. Указанная информация доступна для ознакомления потенциальными участниками закупки.
Как указал Заказчик в письменных пояснениях начальная (максимальная) цена включает в себя и техническое обслуживание, и ремонт, производимый в рамках технического обслуживания и составлена на основании поступивших коммерческих предложений.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Праид Мед Сервис" на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая поликлиника N 4" (при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования (эндоскопическое оборудование) (изв.N 0356300062724000063) обоснованной в части довода о ненадлежащем формировании перечня запасных частей.
2. Признать жалобу ООО "Праид Мед Сервис" на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая поликлиника N 4" (при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и текущий ремонт медицинского оборудования (эндоскопическое оборудование) (изв.N 0356300062724000063) в части первого довода жалобы не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024