рассмотрев обращение (вх. N 7621/24) ОСФР по ПК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ООО "СК НКА ГРУПП" (далее также - Подрядчик, Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт помещений ОСФР по Пермскому краю по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Уральская, 119. (N изв. 0256100000124000052).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 27.05.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.05.2024 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на капитальный ремонт помещений ОСФР по Пермскому краю по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Уральская, 119. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 989 300,00 руб.
28.02.2023 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0356500001423001691-0088369-01 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ОСФР по Пермскому краю по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Уральская, 119 на сумму 4 263 253,50 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 07.05.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется своими силами и за свой риск с использованием своих средств, оборудования и материалов выполнить капитальный ремонт помещений ОСФР по Пермскому краю по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Уральская, 119 (далее - выполнение работ), а Государственный заказчик обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
10.3. Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
10.4. В случае принятия одной из сторон Контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта расторжение Контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанности урегулирования взаимных расчетов.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Подрядчика является 07.05.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.05.2024 г.
Обращение о включении ООО "СК НКА ГРУПП" направлено в адрес пермского УФАС России 21.05.2024.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
При передаче объекта по акту-допуску 01.03.2024, представитель Подрядчика отказался подписывать акт-допуск и принимать участок работ. В связи с чем, представителями Заказчика составлен акт от 01.03.2024 об отказе от получения и подписания акта допуска на выполнение работ по капитальному ремонту.
06.03.2024 г. Государственным заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо N МШ-59-07/25685 о необходимости выполнения обязательств по Контракту, а также повторное приглашение на объект для принятия участка выполнения работ по акту-допуску 11.03.2024 г. в 14:00.
11.03.2024 представителю Подрядчика передано 2 экземпляра акта-допуска. Согласно п. 6.1.4. Контракта Подрядчик в течение 2-х рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта-допуска, обязан подписать указанный акт-допуск либо направить мотивированный отказ от его подписания с указанием причин такого отказа.
13.03.2024 г. Подрядчик направил в адрес Государственного заказчика письмо N 12 о невозможности исполнения обязательств по Контракту.
21.03.2024 г. Подрядчик направил в адрес Государственного заказчика подписанный акт-допуск (письмо N 13 от 21.03.2024).
В соответствии п. 4.1. Контракта Срок выполнения работ: с даты заключения Контракта по 20 ноября 2024 г. согласно следующим этапам:
1 этап: с даты заключения контракта по 13.05.2024 г.;
2 этап: с 14.05.2024 г. - по 02.09.2024 г.;
3 этап: с 03.09.2024 г. - по 20.11.2024 г.
19.04.2024 г. в адрес Подрядчика направлено письмо N МШ-59-07/44701 о необходимости приступить к выполнению работ.
22.04.2024 г. Подрядчик направил в адрес Государственного заказчика письмо N 21 о невозможности исполнения обязательств по Контракту.
По состоянию на 07.05.2024 г. Подрядчик к выполнению работ не приступил.
На основании указанного, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В подтверждение своей позиции, Заказчик предоставил в адрес Комиссии переписку с Обществом в полном объёме.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что представители ООО "СК НКА ГРУПП" письменных пояснений в адрес Комиссии не направили. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "СК НКА ГРУПП" не представили.
Изучив представленные в материалы обращения документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "СК НКА ГРУПП" нарушило условия исполнения Контракта.
В частности, согласно положениям Контракта, сроком окончания выполнения работ по первому эту является 13.05.2024.
Вместе с тем, Общество к исполнению положений Контракта не приступило.
Также Подрядчиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том ООО "СК НКА ГРУПП" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по Контракту.
Стоит отметить, что ООО "СК НКА ГРУПП" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "СК НКА ГРУПП" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "СК НКА ГРУПП" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "СК НКА ГРУПП" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилась со всеми изложенными в документации и Контракте требованиями Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание на то, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "СК НКА ГРУПП" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить государственную нужду, связанную с капитальным ремонтом помещений ОСФР по Пермскому краю по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Уральская, 119.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "СК НКА ГРУПП" (614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Монастырская, зд. 12а, помещ. 410, ИНН 5904402337) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "СК НКА ГРУПП" Абдуллаеве Агшине Эльдаре Оглы (ИНН 590509576045) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "СК НКА ГРУПП", о генеральном директоре ООО "СК НКА ГРУПП" Абдуллаеве Агшине Эльдаре Оглы в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 мая 2024 г. N РНП-59-192
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024