Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления; членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Жданкиной Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
- ОКУ "Управление административными зданиями" (далее - Заказчик) - Родионовой Ирины Петровны (дов. б/н от 20.05.2024), - ООО "ГРАНДМАКСОЙЛ" (далее - Общество, Поставщик) - Петрова Вадима Валерьевича (дов. б/н от 17.05.2024), на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 06.05.2024 поступило обращение ОКУ "Управление административными зданиями" о включении сведений об ООО "ГРАНДМАКСОЙЛ" (ИНН: 1658249630), директоре Общества - Самохине Максиме Михайловиче (ИНН: 250703634336) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку бензина и дизельного топлива (запрос котировок в электронной форме N0333200007823000041, реестровый номер контракта 2372801333923000071), в соответствии с Законом о контрактной системе. Рассмотрев представленные ОКУ "Управление административными зданиями", ООО "ГРАНДМАКСОЙЛ" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее. 14.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru ) (далее - официальный сайт) размещено извещение N0333200007823000041 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку бензина и дизельного топлива. Начальная (максимальная) цена контракта - 234 865 руб. Победителем закупки признано ООО "ГРАНДМАКСОЙЛ".
По итогам проведения указанной закупки 26.12.2023 между ОКУ "Управление административными зданиями" и ООО "ГРАНДМАКСОЙЛ" заключен контракт N17-24к на поставку бензина и дизельного топлива (далее - Контракт) с ценой 234 865 руб.
В силу п. 5.1 Контракта с момента заключения Контракта Поставщик выдает Заказчику соответствующее количество карт (3 штуки). Указанные карты были выданы Заказчику 26.12.2023.
Согласно п. 5.2 Контракта при покупке последующих партий Товара, по уже имеющимся Картам Заказчик передает Поставщику Карты для их пополнения одновременно с Заявкой по распределению средств на имеющиеся Карты.
В соответствии с п. 2.2 Контракта оплата по настоящему Контракту осуществляется безналичным расчетом путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Поставщика за фактически поставленный товар в течение 7 рабочих дней на основании документа о приемке, по следующей формуле цены Контракта: n=12 на оставшуюся сумму по Контракту 202582,04 руб. 03.04.2024 Заказчиком отказано в подписании данных документов на основании того, что фактический объем поставленного товара меньше указанной в документах о приемке суммы. 08.04.2024 Поставщиком направлены через официальный сайт документы о приемке на сумму 11694,52 руб. 08.04.2024 Заказчиком указанные документы подписаны и 09.04.2024 товар на указанную сумму оплачен. 17.04.2024 Поставщиком направлены через официальный сайт документы о приемке на оставшуюся сумму по Контракту 186 943,90 руб. 26.04.2024 Поставщиком в адрес Заказчика направлена претензия с указанием на то, что Заказчиком нарушаются условия Контракта в части оплаты товара. Поставщиком зачислены лимиты на топливные карты, топливо отпускается на заправках.
На основании изложенного, Общество ограничивает доступ к топливу до 10 литров на каждую топливную карту.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 9 ст. Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 9.3, 9.4 Контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Соглашение о расторжении Контракта совершается в письменной форме. При расторжении Контракта обязательства сторон прекращаются. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров. 02.05.2024 Заказчиком, в связи неисполнением Обществом условий Контракта, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчиком своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 02.05.2024 Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на официальном сайте. 02.05.2024 указанное решение получено Обществом.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. 04.05.2024 Поставщиком был направлен в адрес Заказчика ответ на односторонний отказ Заказчика с указанием на нарушение Заказчиком условий Контракта по оплате товара, на данный момент со стороны Поставщика не зафиксировано ни одного нарушения условий Контракта Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили в рассматриваемом случае с 14.05.2024.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 14.05.2024 Заказчик, в установленный законом срок, направил в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя Общества, участвующего в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, Поставщик рассчитывал на то, что при зачислении лимитов на топливные карты, обязанности Поставщика по поставке топлива исполнены и у Заказчика возникает обязанность по оплате поставленного товара. Вся сумма по Контракту необходима Обществу, чтобы оплатить свои обязательства перед заправочной организацией, иначе пойдут штрафы и пени и будет ограничен доступный лимит к топливу.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, участвующего в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, Заказчиком в п. 2.2 Контракта четко обозначено, что оплата производится по фактической поставке топлива ежемесячно на основании документов о приемке. Оценив в совокупности все представленные сведения и документы, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам. Пункт 2.2 Контракта порождает обязанность Заказчика оплатить фактически поставленное топливо, при этом ни формула, указанная в п. 2.2 Контракта, ни иные положения Контракта, не указывают, за какой период (месяц или иной срок) следует считать фактическую поставку и что считается фактической поставкой топлива: отпуск топлива на заправке в емкости (бензопаки, канистры Заказчика) или само распределение лимитов по топливным картам свидетельствует о передаче в распоряжение Заказчику определённого объема топлива. Пункт 5.2 Контракта не содержит сведений, какое количество раз Общество обязано было пополнить топливные карты и является ли выполнение данного условия надлежащим исполнением условий Контракта со стороны Поставщика. Пункты 2.2 и 5.2 Контракта сформулированы таким образом, что аргументированные противоположные позиции Заказчика и Общества, обосновывающие трактовку и смысл данных пунктов, могут быть одинаково применены к указанным положениям Контракта. Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Учитывая имеющиеся письменные доказательства, а также наличие неоднозначных положений Контракта и спора между Заказчиком и Поставщиком, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют основания для включения сведений об ООО "ГРАНДМАКСОЙЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ОКУ "Управление административными зданиями" в отношении ООО "ГРАНДМАКСОЙЛ" (ИНН: 1658249630), директора Общества - Самохина Максима Михайловича (ИНН: 250703634336) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку бензина и дизельного топлива (запрос котировок в электронной форме N0333200007823000041, реестровый номер контракта 2372801333923000071), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом. Председатель комиссии: Т.А. Михеева Члены комиссии: Н.А. Дмитриева Ю.К. Жданкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 24 мая 2024 г. N 037/10/104-353/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024