Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К. В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп (ИНН 5908077342) на положения извещения - Муниципального казенного учреждения "Служба "Заказчик"" МО "Тымовский городской округ" (ИНН 6517008769) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту:
"Разработка проектной документации по объекту "Рекультивация объектов размещения отходов (свалка ТБО пгт. Тымовское)"" (извещение N 0861600000224000037).
УСТАНОВИЛА:
20.05.2024 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, которое, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно доводам жалобы, Заказчиком необоснованно установлено требование о наличии членства СРО, так как конечной целю спорной закупки является ни строительство объектов капитального строительства (либо его ремонт или реконструкция), а исключительно создание проекта по рекультивации (восстановлению) нарушения земель. Кроме того Заказчик необоснованно установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 6 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
При применении конкурентных способов, заказчик устанавливает требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в конкурсной документации установлены требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ:
- Требования в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к ПИ РФ от 29.12.2021N 2571:
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
- Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ:
- Участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Уровень ответственности участника по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда, в соответствии с которым участник внес взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, не должен быть меньше поданного участником предложения о цене контракта.
Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Подтверждением соответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, является наличие сведений об участнике закупки в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах. Требование к подтверждающему документу не устанавливается. Подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч.4.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно позиции 6 ПП РФ N 2571, для работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информацией и документами, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно пункту 3 ПП РФ N 2571, позиции 6-13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений.
Согласно пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
На основании вышеизложенного следует, что рекультивация объектов размещения отходов, как правило, сопровождается такими работами, как переформирование тела полигона (изменение его высоты и/или площади); сооружение многофункционального защитного экрана над "новым" телом полигона; строительство/реконструкция систем сбора, отведения и очистки сточных вод (фильтрата); строительство/реконструкция дорог; строительство/реконструкция систем дегазации и утилизации биогаза; строительство/реконструкция подпорных стен и иных объектов, и фактически, являются реконструкцией объекта капитального строительства. Помимо вышесказанного из Технического задания следует, что в состав работ входят выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно- экологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
С учетом изложенного в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ).
Как указано в Техническом задании Подрядчику, в рамках выполнения проектных работ по муниципальному контракту, необходимо выполнить инженерные изыскания и разработать проектную документацию на рекультивацию полигона твёрдых бытовых отходов, в том числе:
- Проект ликвидации должен быть выполнен в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2023 г. N 2323 "Об утверждении Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде". В случае, если при ликвидации объекта накопленного вреда по результатам инженерных изысканий выявится необходимость строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проект ликвидации приобщается к проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, разрабатываемой в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". В случае если при ликвидации накопленного вреда, по материалам инженерных изысканий, выявится необходимость разработки проекта по рекультивации земель, в проект ликвидации включается раздел "Рекультивация земель", который разрабатывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (пункт 6.3 Технического задания).
Кроме того, Техническим задание установлено требование получении Подрядчиком "...получение положительного заключения государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости объекта"
В силу положений ст. 1 п 10 ГрК РФ: объект капитального строительства
- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замещение, покрытие и другие). Заданием предусмотрена разработка сооружений по дегазации и утилизации свалочного газа, сооружения сбора и обезвреживания фильтрата (к ним относятся насосные, резервуары, очистные сооружения). Мероприятия по укреплению откосов объекта могут предусматривать сооружение подпорных стен и шпунтовых ограждений, что будет являться объектами капитального строительства.
Таким образом, в составе проектируемого объекта необходимо разработать объекты капитального строительства и получить положительное заключение Государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости объекта, и результаты инженерных изысканий.
На основании вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий заказчика, а довод заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
Признать жалобу "Брокер Групп (ИНН 5908077342) на положения извещения - Муниципального казенного учреждения "Служба "Заказчик"" МО "Тымовский городской округ" (ИНН 6517008769) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Разработка проектной документации по объекту "Рекультивация объектов размещения отходов (свалка ТБО пгт. Тымовское)"" (извещение N 0861600000224000037) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.Э. Осташова
|
|
|
Ил Дя Ким
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 мая 2024 г. N 065/06/106-3172024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024