Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе: Руководителя Инспекции - Халмурзиева М.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России. Членов Комиссии: Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России; Магомедова А.Ш. - Специалиста-эксперта отдела административного производства Дагестанского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении Администрации МР "Кайтагский район", в присутствии представителя Заказчика - Умарова Ш.С. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
На основании поступившей информации (письмо Прокуратуры Кайтагского района от 17.05.2024 г. NИсорг-20820026-46-24/-20820026), в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приказа Дагестанского УФАС России N 26-24 от "19" апреля 2024 г. инспекцией Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки проведена внеплановая проверка по адресу г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-й этаж, каб. N88 в отношении Администрации МР "Кайтагского района" (далее - Заказчик) на предмет соблюдения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении Комитетом по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008423001704 "Строительство школы на 560 ученических мест в с. Джавгат Кайтагского района" ( 3 этап)" (далее - Конкурс). По результатам проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее. В антимонопольный орган поступили материалы из прокуратуры о наличии признаков нарушений Закона о контрактной системе при заключении дополнительных соглашений к контракту на выполнение работ по строительство школы на 560 ученических мест в с. Джавгат Кайтагского района" ( 3 этап) и ограничении конкуренции, которые заключаются в следующем:
- контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком), что нарушает принцип конкуренции;
- дополнительным соглашением неправомерно изменена начальная максимальная цена контракта в большую сторону более чем на 10%; а также незаконно предусмотрено авансирование работ и продлен срок исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В силу ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок). Инспекцией установлено, что в Единой информационной системы в сфере закупок Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный органа) размещена закупка в форме открытого конкурса в электронной форме "Строительство школы на 560 ученических мест в с. Джавгат Кайтагского района" ( 3 этап) для нужд Администрации МР "Кайтагского района" (далее - Заказчик).
Таким образом, вышеуказанная закупка проводится в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, т.е. конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Следовательно, нарушений в действиях Заказчика в данной части не установлено. 2.
Относительно доводов об изменении начальной максимальной цены контракта в большую сторону более чем на 10% , неправомерном авансировании работ и о продлении срока исполнения контракта дополнительным соглашением сообщаем следующее.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, требования части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе содержат прямой запрет на изменение существенных условий при его исполнении. Из анализа приведенных норм закона следует, что существенными условиями контракта является срок выполнения работ, цена контракта, в том числе выплаты аванса. При этом, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 установлен порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". При этом положения абзаца второго подпункта "а" пункта 2 указанного постановления не применяются. Предметом закупки является строительство школы. Положениями Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 предусмотрена возможность изменение (продление) срока исполнения контракта и установление условия о выплате аванса, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
На основании изложенного Инспекция полагает, что положения законодательства о контрактной системе, в части рассматриваемого вопроса, Заказчиком нарушены не были.
Таким образом, по результатам исследования представленных документов и сведений, Инспекция не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика Администрации МР "Кайтагский район" нарушений норм Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Ведущий инспекции М.М. Халмурзиев Члены инспекции: К.Г. Магомедов А.Ш. Магомедов Исп.Магомедов А.Ш. тел.(8722) 51-72-07, 005-200
2024-3582
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 28 мая 2024 г. N 005/06/99-778/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024