Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием генерального директора ООО Частное охранное предприятие "Виктор"
в отсутствие представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания далее - ГБУЗ "АЦРБ" МЗ РСО-Алания, Заказчик) о включении сведений об ООО Частное охранное предприятие "Виктор" далее - ООО ЧОП "Виктор", Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведении электронного аукциона N0310200000323002347 на оказание охранных услуг (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09 августа 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000323002347 на оказание охранных услуг с приложенным к нему проектом контракта и техническим заданием (далее - Извещение, ТЗ) с начальной (максимальной) ценой контракта 8 890 310,16 рублей.
По итогам проведения Аукциона 01.09.2023 между ГБУЗ "АЦРБ" МЗ РСО-Алания и ООО ЧОП "Виктор" был заключен государственный контракт на оказание охранных услуг по цене 3 600 575,71 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктами 1.1-1.2 Контракта, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию охранных услуг в соответствии с условиями настоящего контракта и Спецификации. Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги, согласно спецификации и технического задания.
Согласно пункту 3.3 Контракта, оплата осуществляется Заказчиком ежемесячно по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя по факту оказания услуг в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания сторонами акта оказания услуг и предъявленных на оплату Исполнителем счета.
Согласно разделу 5 Контракта, оказание охранных услуг осуществляется по адресу: РСО-Алания, г. Ардон, ул. Советов, 47. Услуга оказывается с момента подписания контракта по 31.08.2024 г. включительно. По факту оказание услуг составляется и подписывается акт приемки оказанных услуг.
В соответствие с пунктом 6.1 Контракта, Исполнитель ежемесячно по окончании оказания услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней формирует и размещает с использованием ЕИС, подписанный со своей стороны акт о приемке, который должен содержать информацию, указанную в пункте 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе. К акту о приемке прилагаются счет/ счет-фактура, и могут прилагаться иные документы, которые считаются его неотъемлемой частью.
Так, 18.04.2024 года Заказчик составил акт о несоответствии оказанных услуг, согласно которому в ходе проверки по рапорту начальника хозяйственного отдела Фидарова Г.Ю. от 18.04.2024 года были выявлены отступления Исполнителем от условий Контракта, что привело к несоответствию результата оказываемых услуг.
По состоянию на 24.04.2024 года услуги по Контракту не выполнены в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
Частью 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Так, на основании положений статьи 95 Закона о контрактной системе и Контракта 24.04.2024 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с указанием на то, что Исполнитель в связи с повторным и неоднократным нарушением условий Контракта обязательства по Контракту не выполнил надлежащим образом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.04.2024 ГБУЗ "АЦРБ" МЗ РСО-Алания разместило Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления ООО ЧОП "Виктор" о принятом Заказчиком Решении является 25.04.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
27.04.2024 года Исполнитель направил письмо Заказчику о просьбе расторгнуть Контракт по соглашению сторон, однако Заказчик просьбу не согласовал.
Вместе с тем, в десятидневный срок Исполнитель не устранил нарушения условий Контракта.
Таким образом, в соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 06.05.2024 года.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Заказчиком направлено обращение о включении информации об ООО ЧОП "Виктор" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Северо-Осетинское УФАС России 13.05.2024.
Так, 18.04.2024 года Заказчик составил акт о несоответствии оказанных услуг, согласно которому в ходе проверки по рапорту начальника хозяйственного отдела Фидаровой Г.Ю. от 18.04.2024 года были выявлены отступления Исполнителем от условий Контракта, что привело к несоответствию результата оказываемых услуг, в частности выявлены следующие недостатки: сотрудниками ООО ЧОП "Виктор" не обеспечивается внутриобъектовый и пропускной режимы в учреждение, не принимаются меры по обеспечению антитеррористической безопасности, так как сотрудниками охраны без досмотра запускаются транспортные средства на территорию учреждения, у одного сотрудника охраны отсутствовал документ разрешающий работу в охранной организации (удостоверение).
При этом, представитель ООО ЧОП "Виктор" на заседании Комиссии пояснил и представил сведения, что ежемесячно в течении восьми месяцев электронным актированием, предусмотренным контрактом отправлялись счет и акт, где прописано следующее: вышеперечисленные услуги выполнены в полном объёме и с надлежащим качеством, полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет. За семь месяцев все акты были подписаны, а счета оплачены. Общество проработало в полном объёме весь апрель оказав услуги охраны
Так, 15.05.2024 года Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо-претензия о нарушении сроков оплаты оказанных услуг, ввиду чего, за период с 01.04.2024 по 30.04.2024 года образовалась задолженность в сумме 297 166 рублей, за период с 01.05.2024 по 06.05.2024 в сумме 58 532 рублей, следовательно, в связи с вышеизложенным Общество просило в течении 5 дней в соответствии с пунктом 3.3 Контракта, оплатить образовавшуюся задолженностью, однако, но оплачивать оказанные услуги Заказчик отказался.
Комиссией установлено, что услуги по Контракту не выполнены в полном объеме и допущены неоднократные нарушения условия обязательств по Контракту, в связи с чем Заказчиком 24.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также из объяснений, представленных представителем ООО ЧОП "Виктор" следует, что учитывая сложность и важность охраны данного учреждения из личного состава подразделения охранников для обеспечения безопасности на объекте согласно контракта были откомандированы лучшие охранники с опытом работы. Которые согласно инструкции обеспечивали внутриобъектовый и пропускной режимы. Заболели сразу несколько охранников и встал вопрос или оставить пост без охраны или поставить охранника чьи документы ещё не были готовы. Также в ходе всего времени оказания услуг охраны и несмотря на важность сохранения и завершения данного контракта до статуса исполнение завершено, Общество несколько раз предлагало расторгнуть контракт по обоюдному согласию в устном виде, дважды в письменном виде.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель ООО ЧОП "Виктор" пояснил, что Исполнитель активно участвует в проводимых закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, Общество исполнил множество государственных и муниципальных контрактов, а также представлен реестр контрактов, заключенных с заказчиками, опыт по успешному оказанию охранных услуг. Доказательства представлены в материалы дела.
Изучив материалы дела, Комиссия считает необходимым отметить, что Исполнителем совершались действия, направленные на устранение выявленных Заказчиком нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденном Приказом Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
По смыслу положений статьи 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое нарушение условий контракта, которое предполагает умышленное недобросовестное поведение Поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно абзацам 2 - 4 подпункта "а" пункта 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, в том числе:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, в том числе принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, совокупность представленных в ходе рассмотрения обращения доказательств и сведений свидетельствуют, по мнению Комиссии, об отсутствии достаточных оснований для выводов о наличии в действиях (бездействии) ООО ЧОП "Виктор" признаков недобросовестного поведения, имеющего умысел намеренно нарушать условия контракта.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, и пунктом 13 и 14 Правил
РЕШИЛА:
Сведения об ООО ЧОП "Виктор" (КБР, г. Нальчик, ул.Темрюка Идарова, д.57, ИНН 1513065686), представленные заказчиком - ГБУЗ "АЦРБ" МЗ РСО-Алания, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 мая 2024 г. N РНП15-12/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024