Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Заместителя председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "ЛДЦ" ходатайствовали о рассмотрении без их участия,
от заказчика - КГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 7, г. Барнаул" Киселева Андрея Александровича путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Горбункова Андрея Васильевича путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "ЛДЦ" на положения извещения о проведении закупки N 0817200000324006107 "Поставка медицинских изделий (перчатки) - Лот N3" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "ЛДЦ" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении закупки N 0817200000324006107 "Поставка медицинских изделий (перчатки) - Лот N3".
Рассмотрение жалобы началось 23.05.2024 г.
Согласно жалобе заявитель считает, что описание объекта закупки было составлено не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе:
- характеристика "Текстурный рисунок в области пальцев и ладони для улучшенного захвата инструментов оборудования" не предусмотрена ГОСТ Р 52239-2024;
- требование к цвету перчаток, их внешнего и наружного слоя не установлено ГОСТ Р 52239-2024;
- требование к ординарной толщине перчаток (в области пальцев) не соответствует ГОСТ Р 52239-2024, Методическим рекомендациям МР 3.5.1.01116;
- ГОСТ Р 52239-2024 не предусматривает возможность обработки/изготовления внутреннего покрытия перчатки на основе синтетического флока.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Заслушав пояснения сторон Комиссия объявила перерыв в заседании комиссии для изучения документов.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось 24.05.2024 г. Представитель заказчика ответил на дополнительные вопросы.
Изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
06.05.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000324006107 "Поставка медицинских изделий (перчатки) - Лот N3", в т.ч. описание объекта закупки, проект контракта и пр.
21.05.2024 г. в извещение были внесены изменения. Срок окончания подачи заявок на участие в закупке - 29.05.2024 г.
Согласно извещению, описанию объекта закупки в последней редакции к поставке требуются перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные разных размеров. Код ОКПД /КТРУ 22.19.60.119-00000008.
Установлено, что по позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 в КТРУ отсутствует описание товара.
Заказчиком установлены следующие требования к товару:
1) Внешняя отделка перчатки - текстурный рисунок в области пальцев и ладони для улучшенного захвата инструментов и оборудования;
2) Внутреннее покрытие перчатки - полимерное абсорбирующее на основе синтетического флока для профилактики мацерации при продолжительных манипуляциях;
3) Область применения - применяется как двухсторонний защитный барьер от различной контаминации на руках медицинских работников во время обследовании, лечения пациента, в процессе клинико-диагностических исследований и манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию;
4) Структура перчатки - двухслойная для контроля целостности перчатки, своевременной индикации места прокола;
5) Тип перчаток - перчатки смотровые, процедурные, неопудренные, для однократного применения;
6) Толщина нитрила перчатки в области пальцев одинарная, мм - 0.11 и
0.19;
7) Цвет внутреннего слоя перчатки - белый , бежевый,
8) Цвет наружного слоя перчатки - синий , зеленый.
Рассмотрев доводы заявителя о том, что требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам товара установлены не в соответствии с ГОСТ Р 52239-2024, Комиссия считает следующее.
Согласно п.3.3 ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" ( далее - ГОСТ Р 52239-2004) видом отделки перчаток может быть текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки.
В связи с чем указанное заказчиком требование к внешней отделка перчатки - текстурный рисунок в области пальцев и ладони для улучшенного захвата инструментов и оборудования, содержащее в себе в том числе обоснование потребности в текстурном рисунке, не противоречит положениям ГОСТ Р 52239-2004.
ГОСТ Р 52239-2004 не предусмотрены требования к возможным цветам внутреннего и наружного слоя перчатки, вместе с тем, заказчиком предусмотрена возможность выбора цвета (синий или зеленый и белый или бежевый), а также приведено обоснования установления требований к цвету - "при нарушении целостности внешнего слоя перчатки цвет внутреннего слоя перчатки позволит обнаружить прорыв перчатки. Медицинский работник сможет своевременно принять необходимые меры по обработке кожных покровов".
Заказчиком на заседании комиссии предоставлены копии технических паспортов на перчатки нитриловые трех производителей, согласно которым перчатки HydrexR имеют цвет наружного слоя - синий, цвет внутреннего слоя - белый; перчатки ManualR (Хелиомед) имеют цвет наружного слоя - зеленый, цвет внутреннего слоя - белый; перчатки WRP Asia Pacific Sdn Bhd имеют цвет наружного слоя - синий, цвет внутреннего слоя - белый. В связи с чем, довод заявителя о произвольности выбора заказчиком цвета слоев перчаток не подтвердился.
В описании объекта закупки (в ред. от 21.05.2024 г.) заказчиком установлено требование к толщине нитрила перчатки в области пальцев одинарной - 0.11 и
0.19 мм.
Согласно таблице 2 ГОСТ Р 52239-2004 толщина стенки перчатки, в том числе в области пальцев, для текстурированной поверхности должна составлять не менее - 0,11 мм, при этом верхняя граница данного показателя ГОСТом не предусмотрена.
Согласно пояснениям представителя заказчика на заседании комиссии заказчиком была определена верхняя граница допустимой толщины в связи с тем, что использование более плотных перчаток затрудняют процесс пальпации при осмотре пациентов.
Однако, обоснование установления верхней границы данного показателя заказчиком в описание объекта закупки не приведено, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно разделу N 4 ГОСТ Р 52239-2004 для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие.
Пунктом 4.2 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" предусмотрено, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор типа перчаток в зависимости от степени инвазивности и эпидемиологической опасности выполняемой процедуры (хирургические или диагностические);
- выбор типа перчаток по целевому назначению (специализация перчаток при различных типах хирургических вмешательств);
- выбор материала изготовления перчаток;
- выбор по способу обработки внутренней поверхности перчаток;
- выбор по фактуре внешней поверхности перчаток;
- выбор перчаток по форме и способу обработки края манжеты;
- выбор перчаток по размеру.
В пункте 3.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:
- опудренные;
- неопудренные;
- обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).
Согласно пояснениям заказчика при длительном ношении перчаток (свыше 15-20 минут), в результате потовых и сальных желез под перчаткой образуется "перчаточный сок", который образует агрессивную кислую среду на коже под изделиями. Учитывая это, если на коже есть мелкие царапины, трещины, мацерации, то кислая среда вызывает жжение и зуд во время длительных манипуляций, что повышает риск развития кожных заболеваний. Под воздействием перчаточного сока кожа рук медицинского персонала находится в условиях повышенной влажности. Указанные условия приводят к мацерации кожи рук медицинского персонала. Одним из способов исключения условий возникновения мацерации кожи рук медицинского персонала является использование перчаток с абсорбирующим покрытием.
Флок (флокирование) - это способ нанесения полимерного покрытия. Состав/материал покрытия в описании объекта закупки не указан и не ограничивает предложения участников. Заказчик не указывает требование к материалу из которого будет сделано покрытие, то есть это может быть хоть полиуретан, акрилонитрил и т.д.
Флок (Флокирование) на внутренней поверхности перчаток обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи тем самым защищает кожу и предотвращает ее мацерацию при длительных манипуляциях в медицинских перчатках, абсорбция и отведение влаги обеспечиваются структурой покрытия, а не свойствами материала покрытия.
Полимерные покрытия, нанесенные другим способом, представляют из себя гладкую полимерную пленку на поверхности перчаток и не обладают абсорбирующими свойствами.
Флокирование или нанесение покрытия в виде флока формирует на внутренней поверхности перчаток достаточно тонкую пористую структуру из мелких ворсинок полимерного материала, которая обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи, при этом покрытие остается достаточно тонким и не влияет на тактильные свойства перчатки.
Таким образом, полимерное покрытие внутренней поверхности перчаток предусмотрено, как ГОСТ Р 52239-2004, так и Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16.
Доводы заявителя о качественных и потребительских характеристиках флока сводятся к обжалованию потребности заказчика в товаре с определенными свойствами.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "ЛДЦ" частично обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. выдать уполномоченному учреждению, заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в извещение.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 мая 2024 г. N 022/06/33-576/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024