Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Воронежского УФАС России) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля
закупок;
- Коростылева Е.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок;
при участии представителей: ООО "МСЦ "ЛИДЕР" - Малюк Е.В., ФГБОУ ВО "ВГУИТ" - Ивановой Г.П., Куровой М.А., Моргачевой Е.А.;
рассмотрев жалобу ООО "МСЦ "ЛИДЕР" на действия ФГБОУ ВО "ВГУИТ" при проведении электронного аукциона на услуги по организации и проведению культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий со студентами на Черноморском побережье РФ (номер извещения 0331100009424000001),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "МСЦ "ЛИДЕР" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "ВГУИТ" (далее -Заказчик) при проведении электронного аукциона на услуги по организации и проведению культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий со студентами на Черноморском побережье РФ (номер извещения 0331100009424000001).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в следующем:
1) Заказчиком не представлено доводов относительно необходимости расположения студентов именно в Туапсинском районе. Указание места расположения: Россия, Краснодарский край, Туапсинский район, не далее 40 (сорок) км от г. Туапсе ограничивает конкуренцию;
2) Заказчиком указано, что не допускается наличие железнодорожного полотна и/или автомобильной магистрали/скоростной дороги между жилыми корпусами объекта размещения и пляжем в целях безопасности студентов, в т о время как альтернативное решение относительно безопасности железнодорожного полотна и/или автомобильной магистрали/скоростной дороги между жилым Объектом размещения и пляжем не предусмотрено;
3) Заявитель обращает внимание на отсутствие необходимости наличия отдельного поля для мини футбола, при условии наличия площадки мульти-спорт. Более того, потенциальный участник, не имеющий ни диско-клуб, ни поле для мини футбола, при этом имеющий реальную возможность исполнить предмет закупки, лишен возможности участия в ней, что является свидетельством ограничения конкуренции;
4) Заказчиком не представлено обоснование в связи с чем заявлено требование исключительно о наличии "резиновой крошки" / "искусственной травы";
5) Требование опыта водителей со стажем не менее 10 лет Заявитель считает завышенным и не соответствующим требованиям закона. Так как Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1527 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие в том числе стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних 2 лет;
6) Заказчиком установлено требование "В течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта Исполнитель предоставляет Договор с транспортной компанией на аренду транспортных средств в строгом соответствии с Техническим заданием и приложением лицензии на пассажирские перевозки и документов на водителей, подтверждающих их стаж и квалификацию". Заявитель считает, что указанное требование к сроку предъявления запрашиваемых документов необоснованно, так как в указанный срок документы могут быть на стадии разработки либо подписания, следовательно, исполнить ТЗ не представится возможным;
7) Невозможно определить - полный перечень сувенирной продукции утверждается на усмотрение Исполнителя либо по усмотрению сторон. Вместе с тем, порядок действий в случае несогласования в срок перечня Заказчиком не предусмотрен;
8) Заказчиком не представлено обоснованных доводов почему Договор должен быть между Исполнителем и объектом размещения, а не, например, между Исполнителем и каким-либо посредником. Кроме того, данные документы Исполнитель должен предоставить к моменту заключения контракта, ввиду чего Заявитель считает, что Заказчик должен обосновать такой короткий срок предоставления документов;
9) Заказчиком установлено требование, что должным образом заверенная копия свидетельства о присвоении учреждению категории не ниже "2 звезды", подтверждающей качество оказываемых услуг, должна быть в обязательном порядке предоставлена Заказчику к моменту заключения Контракта. Однако, Заявитель считает, что до даты оказания услуг у объекта размещения могут отозвать присвоенную категорию, или наоборот - за это время объект оформит требуемую категорию;
10) Заказчиком установлено требование, согласно которому документы на объекты размещения предоставляются Заказчику Победителем в течение 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Однако, Заявитель считает, что Заказчик предъявляет необоснованные требования к сроку предъявления запрашиваемых документов. В указанный срок документы могут быть на стадии разработки либо подписания, следовательно, исполнить ТЗ не представится возможным. Вместе с тем, Заявитель утверждает, что по состоянию на сегодняшний день выписка из ЕГРН предоставляется только владельцу, следовательно, участник закупки не может отвечать за наличие/отсутствие этого документа, т.к. владелец может отказать в его предоставлении;
11) Требование о наличие сведений об Участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров ограничивает круг потенциальных исполнителей в том смысле, что лица, выступающие турагентами, которые могут приобрести размещение и проезд у туроператора, а остальные услуги (программу, сувенирную продукцию и прочее) сделать сами, не допускаются к участию к закупке.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласны, предоставлены письменные возражения.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
07.05.2024 года извещение N 0331100009424000001 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,29 руб.
В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Так, из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в описании объекта закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуги, качественным характеристикам объекта закупки, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что описание объекта закупки сформировано исходя из фактических потребностей того, чтобы организация мероприятия была максимально адаптирована для отдыха и оздоровления, а также являлась безопасной и комфортной для отдыха студентов. Также, представители Заказчика пояснили, что место отдыха было выбрано из сложившего опыта по организации отдыха студентов.
Таким образом, установление требований к месту, обеспечению безопасности, а также к размещению студентов обусловлено потребностью Заказчика.
Согласно пояснениям Заказчика, необходимость отдельного поля для мини футбола, при условии наличия площадки мульти-спорт, необходима для обеспечения досуга наибольшему количеству студентов.
Также, Комиссия Воронежского УФАС отмечает, что установление Заказчиком сроков предоставления документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, ввиду чего данный довод жалобы является несостоятельным.
Довод жалобы о том, что по закупочной документации невозможно определить - полный перечень сувенирной продукции утверждается на усмотрение Исполнителя, либо по усмотрению сторон, а также довод о том, что Заказчиком не предусмотрен порядок действий в случае несогласования перечня в срок является необоснованным ввиду следующего.
Пунктом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип свободы договора, согласно которому граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Отсутствие порядка действий в случае несогласования перечня в установленный контрактом срок не противоречит Закону о контрактной системе.
Довод о том, что Заказчиком не представлено обоснования почему Договор должен быть заключен исключительно между Исполнителем и объектом размещения Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельным, ввиду того, что в Описании объекта закупки указано следующее: "Должным образом заверенная копия договора между Исполнителем и объектом размещения студентов / представительством объекта размещения студентов / документы о принадлежности учреждения Исполнителю на право собственности или другом законном основании (долгосрочная аренда/оперативное управление и т.п.), подтверждающие возможность оказания услуг учреждении, должны быть в обязательном порядке предоставлены Заказчику к моменту заключения Контракта".
Довод Заявителя о том, что в Извещении неправомерно установлено требование о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров признан Комиссией Воронежского УФАС России необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, согласно Описанию объекта закупки, к участникам закупки предъявляется требование о наличии сведений об Участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров.
Комиссия Воронежского УФАС России изучив вышеуказанное требование приходит к следующему выводу.
В силу положений статьи 94 Закона о контрактной системе поставщик услуг обязан в соответствии с условиями контракта своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку оказать услуги надлежащим образом и в полном объеме. При этом исполнитель по государственному контакту, в случае его ненадлежащего исполнения, несет полную ответственность перед заказчиком по обязательствам, возникшим в результате заключения такого договора по итогам проведения закупочной процедуры, в том числе ответственность за действия третьих лиц, привлеченных им к его исполнению.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).
При этом в силу положений статьи 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком. При этом по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Таким образом, агент при реализации туристического продукта клиенту выступает в качестве посредника и действует на основании договора, заключенного между туроператором и турагентом, не неся полной ответственности перед заказчиком, как того требуют положения Закона о контрактной системе. При этом согласно требованиям действующего законодательства, договор по итогам аукциона подлежит заключению между исполнителем и заказчиком и не предусматривает указание туроператора в качестве лица, несущего ответственность перед последним.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что условие о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров обеспечивает оказание услуг ответственным лицом, направлено на защиту законных интересов Заказчика и соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ, Заявитель осуществляет деятельность туристических агентств и туроператоров, в связи с чем его права и интересы не нарушаются действиями Заказчика.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "МСЦ "ЛИДЕР" на действия ФГБОУ ВО "ВГУИТ" при проведении электронного аукциона на услуги по организации и проведению культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий со студентами на Черноморском побережье РФ (номер извещения 0331100009424000001) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущий заседание -Заместитель председателя комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
В.С. Шпарло |
|
|
|
|
|
Е.В. Коростылева |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 24 мая 2024 г. N 036/06/42-648/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024