Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Воронежского УФАС России) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области;
- Тельпов И.А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
при участии представителей: ООО "СтройСеть" - Мелкумяна Г.М.; Министерства строительства Воронежской области - Коновалова А.В.; Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области - Репниковой О.Н., Рыжковой Ю.В.;
рассмотрев жалобу ООО "СтройСеть" на действия Комиссии по осуществлению закупок Министерства строительства Воронежской области и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту: "Капитальный ремонт лечебного корпуса N1 БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Каляева, д. 2" (номер извещения 0131200001024004479),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "СтройСеть" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок Министерства строительства Воронежской области и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту: "Капитальный ремонт лечебного корпуса N1 БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Каляева, д. 2" (номер извещения 0131200001024004479).
По мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в неправомерном отклонении заявки участника закупки.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
06.05.2024 года извещение N 0131200001024004479 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта - 110 430 282,00 руб.
Объектом закупки является выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту: "Капитальный ремонт лечебного корпуса N1 БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Каляева, д. 2".
В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.
Как определено пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Так, в Извещении установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: "Участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства* с правом выполнять работы по договору, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Наличие у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Соответствие члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации), минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. * за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом РФ. Участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом а) пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц".
Также, установлены требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации": "Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию".
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2024 NИЭА1, Комиссия по осуществлению закупок приняла решение об отклонении заявки ООО "СтройСеть" с ценовым предложением 103 252 313,67 (идентификационный номер заявки 116556974) на основании следующего: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ (пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона 44 ФЗ, п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона 44 ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44 ФЗ, пп. н п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона 44 ФЗ, пп. н п. 1 Приложения 4 к извещению): участник закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в части отсутствия сведений об уровне ответственности участника по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, предусмотренного ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в части сведений об уровне ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда, предусмотренного ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (цена контракта, предложенная участником закупки превышает уровень ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда). Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ (пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона 44 ФЗ, п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона 44 ФЗ, ч. 5 ст. 31 Закона 44 ФЗ, пп. н п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона 44 ФЗ, пп. н п. 1 Приложения 4 к извещению): представленный участником в качестве подтверждения опыта договор не относятся к договору, предусматривающему выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, заключенному и исполненному в соответствии с Законом о контрактной системе, договору, заключенному и исполненному в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; не относятся к договорам строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (представленный договор является договором субподряда)".
Осуществив проверку действий Комиссии по осуществлению закупок, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Ч. 5 ст 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
В соответствии с ч. 6 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Согласно ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает девяносто миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает девяносто миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Следовательно, в соответствии с ч. 12-13 ст. 55.16 ГрК РФ, исходя из размера обязательств - 110 430 282,00 руб., участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации с соблюдением требований к компенсационным фондам возмещения вреда, а также обеспечения договорных обязательств с уровнем ответственности не ниже второго.
Однако, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что в соответствии с выпиской из реестра членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах N3663154829-20240522-0954 от 22.05.2024 г., а также письмами Ассоциации СРО "РОС "Развитие" (исх. N 593 от 22.05.2024 г., исх. N 594 от 24.05.2024 г.), ООО "СтройСеть" имеет второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
Также в указанной выписке не имеется сведений об уровне ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров и предельном размере обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, так как только 08.05.2024 г. ООО "СтройСеть" подано заявление с намерением внести взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствующий второму уровню ответственности.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения Комиссией по осуществлению закупок заявок, ООО "СтройСеть" не соответствовало требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что Заявитель в составе заявки приложил договор субподряда N 1 от 12.03.2021 г. на выполнение работ по строительству объекта "Строительство здания детского сада в с. Монастырщина Богучарский муниципальный район), заключенный между ООО "Ремстрой" (Подрядчик) и ООО "СтройСеть" (Субподрядчик).
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 11.01.2024 N МШ/875/24, лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Кроме того, субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.
Учитывая изложенное, договор (контракт), подтверждающий наличие опыта по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме.
При этом документы, предусмотренные графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" Постановления N 2571 должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 2571.
Следовательно, представленный Заявителем в подтверждение опыта договор не соответствует требованиям Извещения.
Ввиду изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушений не усматривается.
Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А :
Признать жалобу ООО "СтройСеть" на действия Комиссии по осуществлению закупок Министерства строительства Воронежской области и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту: "Капитальный ремонт лечебного корпуса N1 БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Каляева, д. 2" (номер извещения 0131200001024004479) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
С.В. Михин |
|
|
|
Заместитель председателя комиссии |
|
И.А. Тельпов |
|
|
|
Член комиссии |
|
В.С. Шпарло |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29 мая 2024 г. N 036/06/48-672/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024