Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АФИША МОБИЛ" (далее - заявитель, общество, ООО "АФИША МОБИЛ") на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заказчик, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России) при осуществлении закупок в форме электронного аукциона "Поставка тренажеров для профессионального медицинского обучения (тренажер надлобковой пункции и катетеризации мочевого пузыря под контролем УЗИ)" (извещение N 0352100000824000009) (далее - электронный аукцион, закупка),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Клеменьтьева Алексея Владимировича (доверенность от 20.05.2024 N 45), Глевской Ольги Васильевны (доверенность от 20.05.2024 N 44), Казаковой Светланы Николаевны (доверенность от 20.05.2024 N 42), Александровой Татьяны Петровны (доверенность от 20.05.2024 N 43),
заявителя - Рязапова Джалиля Равилевича (доверенность 15.05.2024)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4427-ЭП/24 от 16.05.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 2 934 913,33 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 17.05.2024 на участие в закупке было подано 2 заявки. Лучшее ценовое предложение 1 878 344,29 руб. сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 61.
Размещенный 21.05.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 60.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Дословно в жалобе указано: "Считаем, что фактически Заказчик в рамках обжалуемой закупки с ОКПД2 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения" закупает аппарат ультразвукового исследования, не предназначенный для отработки навыков и учебных демонстрационных целей.
Стоимость Аппарата ультразвукового сканирования Mindray М5, подходящего под описание объекта закупки составляет 1944000 рублей (https://zelmedservice.ru/catalog/ultrazvukovye-skanery-uzi/apparat-ultr azvukovogo-skanirovaniya-mindray-m5/).
В то время как для учебных целей может использоваться более дешевый аппарат УЗИ, например Mindray DP-50, стоимость которого составляет 331180 рублей (https://medeq.ru/product/uzi-apparat-mindray-dp-50/1).
Фактически Заказчик обязан разделить объект закупки на 2 разных лота с разными ОКПД2:
Аппарат УЗИ (не являющийся тренажером),
Тренажер для отработки навыков пункции мочевого пузыря и установки надлобкового дренажа под ультразвуковым контролем.
Кроме этого, в рамках закупки N 32413397336 "N52А/24/У Поставка тренажеров, симуляторов для отработки практических навыков для нужд ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России" (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/notice223/common-info.html?notic eInfoId=16520582) Заказчик КубГМУ закупил аналогичный Тренажер для отработки навыков пункции мочевого пузыря и установки надлобкового дренажа под ультразвуковым контролем, описание которого совпадает с описанием объекта обжалуемой закупки. Однако начальная максимальная цена указанного тренажера составляла всего 220000 рублей без аппарата УЗИ".
ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 4667/24-ЭП/24 от 22.05.2024), согласно которым сформированное описание объекта закупки соответствует его потребностям, требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок не противоречит.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Согласно извещению объектом закупки является поставка тренажеров для профессионального медицинского обучения (тренажер надлобковой пункции и катетеризации мочевого пузыря под контролем УЗИ) (ОКПД2 32.99.53.120).
В пункте 10 таблицы с описанием объекта закупки были установлены требования к модулю отработки навыков пункции мочевого пузыря и установки надлобкового дренажа под ультразвуковым контролем.
На заседании Комиссии представителями заказчика даны пояснения о том, что требования были установлены к модулю, связанному с контролем УЗИ, при этом данный модуль может быть поставлен как в виде аппарата УЗИ, так и в виде его имитации (Например, в виде программного обеспечения).
Кроме того, в адрес заказчика Омским УФАС России 20.05.2024 был направлен (исх. N ТШ/2748/24) запрос о представлении письменных пояснений относительно следующего:
1) информацию о наличии на рынке как минимум двух товаров разных производителей соответствующих всем характеристикам, установленным в описании объекта закупки;
2) пояснения относительно возможности закупки отдельно аппарата ультразвукового исследования и отдельно тренажера надлобковой пункции и катетеризации мочевого пузыря;
3) основания объединения аппарата ультразвукового исследования и тренажера надлобковой пункции и катетеризации мочевого пузыря в одну закупку.
На данный запрос Омского УФАС России ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России был представлен перечень тренажеров надлобковой пункции и катетеризации мочевого пузыря, по мнению заказчика, соответствующих всем характеристикам, установленным в описании объекта закупки, а также сравнительная характеристика двух аппаратов УЗИ (таблица).
При этом каких-либо документальных доказательств, подтверждающих характеристики указанных товаров, в материалы дела не представлено.
При этом анализ представленных заказчиком сравнительных характеристик аппаратов УЗИ очевидно свидетельствует о том, что требованиям описания объекта закупки соответствуют только один из аппаратов - "Versana Activ".
На вопрос Комиссии о том, какие товары, полностью подпадающие под значения характеристик, указанных в описании объекта закупки, рассматривались заказчиком при подготовке извещения о закупке (например, имитации (симуляторы) аппаратов УЗИ, программное обеспечение, иные аппараты УЗИ), представителями заказчика ответ не был дан.
При этом ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России не предоставлено доказательств невозможности закупки отдельными лотами аппарата УЗИ (либо имитатора аппарата УЗИ) и тренажера (модуля) надлобковой пункции и катетеризации мочевого пузыря.
Соответственно, включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара нарушают требования законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке к осуществлению закупки заказчиком надлежащим образом не был изучен рынок, достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует совокупности установленных требований, что свидетельствует о закупке товара конкретного производителя в отсутствие специфики использования такого товара (данный вывод соответствует судебной практике - см. пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017; судебные акты по делам N А46-20467/2019, N А46-11393/2016, N А46-3438/2018, N А46-9101/2019).
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, признает жалобу обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АФИША МОБИЛ" на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при осуществлении закупок в форме электронного аукциона "Поставка тренажеров для профессионального медицинского обучения (тренажер надлобковой пункции и катетеризации мочевого пузыря под контролем УЗИ)" (извещение N 0352100000824000009) обоснованной.
2. Признать в действиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации и оператору электронной площадки ООО ЭТП ГПБ предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 мая 2024 г. N 055/06/106-484/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024