Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Катон" (далее - ООО "Катон", общество, заявитель) на действия Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" и его комиссии по осуществлению закупок (далее также заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка оборудования для столовой" (извещение N 0352100007424000056) (далее - закупка, электронный аукцион),
в присутствии представителей (до и после перерыва):
заказчика - Багровой Елены Васильевны (доверенность от 02.05.2024 N 10, от 28.05.2024 N 12), Рудник Ирины Анатольевны (доверенность от 02.05.2024 N 11, от 27.05.2024 N 13),
заявителя - Барониной Юлии Владимировны (доверенность от 01.08.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4641-ЭП/24 от 21.05.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Рассмотрение жалобы общества назначено к рассмотрению на 28.05.2024 в 09:30 час.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16:30 час. того же дня.
2. Из материалов закупки следует, что 07.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100007424000056 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 270 333,33 руб.
15.05.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 5 заявок, из них ценовые предложения сделаны 3 участниками закупки, наименьшее ценовое предложение (221 673,21 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 116566584 (ООО "Катон"), при этом снижение начальной максимальной цены контракта составило 18%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 16.05.2024 заявки одного участника отклонена. Контракт заключается с участником закупки идентификационный 116566584 с предложением цены контракта 221 673,21 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
По мнению заявителя, его заявка содержала техническую ошибку по показателю максимальная толщина реза (мм) 4580 вместо 480 мм.
Заказчиком представлены (вх. N 4816-ЭП/24 от 27.05.2024) возражения на доводы жалобы, из которых следует, что комиссией по осуществлению закупок было отмечено, что значение характеристики "Максимальная толщина реза, миллиметр" - 4580, указанное в заявке ООО "Катон", существенно отличается от значения, указанного в извещении, но при этом не противоречит ему.
Дополнительно в возражениях указано, что поскольку данным участником закупки в составе заявки не были представлены сведения, позволяющие идентифицировать товар (товарный знак, модель, производитель), а равно проверить значение этого показателя у конкретного товара, то комиссией по осуществлению закупки не было оснований для отклонения.
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов и особенностей исполнения контрактов (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпунктам "а", "б" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из совокупности приведенных норм следует, что комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Пунктом 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок (далее - дополнительные требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия отмечает, что с 01.10.2023 участники закупок могут подавать заявки в части указания характеристик и наименования страны происхождения товара по соответствующей структурированной форме.
Материалами дела установлено, что заказчиком закупается товар "Пила для разделения туш на полутуши".
К закупаемому товару предъявлены, в том числе следующие требования: "Максимальная толщина реза 480 Миллиметр".
При этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки в отношении показателя "Максимальная толщина реза" участникам закупки надлежало указывать в заявке конкретное значение характеристики.
Согласно сведениям из государственной информационной системы "Независимый регистратор" участником закупки с идентификационным номером заявки 116566584 (ООО "Катон") к поставке предложен товар "Пила для разделения туш на полутуши", в графе "Товарный знак в заявке участника" стоит "-", в графе "Страна происхождения товара" указано "Российская Федерация".
В отношении спорного показателя участником были указано следующее значение: "Максимальная толщина реза - 4580 Миллиметр".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 16.05.2024 заявка с идентификационным номером 116566584 (ООО "Катон") признана соответствующей требованиям извещения.
В заседании Комиссии Омского был объявлен перерыв до 16 час. 30 мин. (по омскому времени) 28.05.2024 в связи с необходимостью предоставления следующей информации:
- заказчику - информацию как минимум о двух товарах, соответствующих требованиям извещения, которые заказчик изучал при составлении описания объекта закупки, а также запрос информации о цене товара и предоставленные заказчику ответы от поставщиков;
- ООО "Катон" было предложено представить в адрес Омского УФАС России информацию о производителе, точном наименовании и модели (артикуле и т.д.) товара предлагаемого к поставке (с приложением подтверждающих документов).
На запрос Омского УФАС России после перерыва в заседании Комиссии представителем ООО "Катон" предоставлены дополнения к жалобе, согласно которым заявитель планировал поставить пилу ленточную В2-ФР-2П, производитель ООО ПТП "Станкостроитель".
Также обществом приложен паспорт на указанное оборудование.
Представитель заявителя пояснил, что показатель "Максимальная толщина реза" соответствует величине просвета между пильным полотном и стойкой станины, мм, не менее - 480 (пункт 3.10 раздела 3 "Технические данные" паспорта на пилу ленточную В2-ФР-2П, производитель ООО ПТП "Станкостроитель").
Исходя из пояснений представителя общества, указанный паспорт был скачан из сети Интернет, что не может являться достаточным доказательством, позволяющим утверждать, что участником закупки представлены недостоверные сведения относительно предлагаемого к поставке товара, иных доказательств (запросов производителю о соответствии и значении данной характеристики) ни заказчиком, ни заявителем в материалы дела не представлено.
Комиссия особо отмечает, что обозначенный документ, размещенный в сети "Интернет" не может отвечать принципу публичной достоверности.
Более того, Комиссия в рамках рассмотрения жалобы оценивает действия комиссии по осуществлению закупок заказчика по проверке заявок. Так как заявка общества в полной мере не позволяла идентифицировать товар, у заказчика отсутствовала реальная возможность по проверке достоверности представленных сведений.
Попытки общества на этапе заключения контракта изменить характеристику товара не отвечают императивным требованиям статьей 34 и 51 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия полагает отсутствие у комиссии по осуществлению закупок оснований для отклонения заявки общества, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
4. В рамках проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Содержание представленных представителями заказчика объяснений о том, какие товары, полностью подпадающие под значения характеристик, указанных в описании объекта закупки, рассматривались заказчиком при подготовке извещения о закупке, сводится к тому, что при подготовке описания объекта закупки были учтены только характеристики пилы ленточной В2-ФР-2П, производитель ООО ПТП "Станкостроитель".
Соответственно, включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара нарушают требования законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке к осуществлению закупки заказчиком надлежащим образом не был изучен рынок, достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует совокупности установленных требований, что свидетельствует о закупке товара конкретного производителя в отсутствие специфики использования такого товара (данный вывод соответствует судебной практике - см. пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017; судебные акты по делам N А46-20467/2019, N А46-11393/2016, N А46-3438/2018, N А46-9101/2019).
Таким образом, Комиссия установила в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Катон" на действия Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка оборудования для столовой" (извещение N 0352100007424000056).
2. Признать в действиях Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Омскому летно-техническому колледжу гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
Т.П. Шмакова
Е.С. Курленко
А.О. Миняева
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 мая 2024 г. N 055/06/106-511/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024