Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2023.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе:
<_>;
членов Комиссии:
<_> <_>
в присутствии представителей <_> (доверенность N 155 от 21.05.2024),
в присутствии представителей <_> (доверенность N б/н от 27.05.2024),
в присутствии представителей <_> (доверенность N 23/1-01 от 09.01.2023),
в отсутствие представителей электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу <_> на действия Конкурсной комиссии Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта размещения отходов "Санкционированная свалка ТКО, расположенная по адресу: 391320, Рязанская область, Касимовский район, р.п. Гусь-Железный" (извещение N 0859200001124004665 от 25.04.2024) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Администрацией Касимовского муниципального района Рязанской области инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта размещения отходов "Санкционированная свалка ТКО, расположенная по адресу: 391320, Рязанская область, Касимовский район, р.п. Гусь-Железный" (далее - открытый конкурс).
25 апреля 2024 года извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 400 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС). По результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявки 20.05.2024 г. Комиссией по осуществлению закупки заявка участника закупки <_> (<_>) была отклонена. Причина отклонения: "Заявка на участие в закупке отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, раздела "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона " 44-ФЗ" извещения об осуществлении закупки, пп. 1.2 п. 1 раздела 1 электронного документа к извещению "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке"), а именно: в едином реестре сведении о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах отсутствует информации об участнике закупки, о размере компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 33.16 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о размере компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в составе заявки участником закупки приложена выписка из единого реестра сведении о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изыскании в области архитектурно-строительного проектирования о ином юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), выполняющем инженерные изыскания).
В отзыве на жалобу N160 от 27.05.2024 Уполномоченное учреждение сообщило, что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу N1570 от 27.05.2024 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, так как Заказчик установил дополнительные требования в соответствии с нормами законодательства.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о ФКС Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о ФКС перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о ФКС в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о ФКС заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571), для работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое 2024-2182 3 заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Вместе с тем, п. 3 Постановления N2571 предусмотрено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Начальная цена контракта рассматриваемой закупки 5 400 000 рублей.
Пунктом статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации.
При этом с 1 июля 2017 года изменен круг лиц, которым для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида. Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами (далее генподрядчик), которые являются членами саморегулируемых организаций соответственно в области инженерных изысканий за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47 Кодекса. Иным лицам (субподрядчикам) членство в саморегулируемых организациях не требуется, в том числе для выполнения работ по инженерным изысканиям.
Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае, в соответствии с частью 5.2 статьи 48 Кодекса, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям, в том числе утверждает результаты инженерных изысканий, и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий, и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Исключение из общего правила обязательности членства, предусмотренного частью 2 статьи 47 Кодекса, для таких договоров Кодексом не установлено.
Техническое задание, сформулированное и размещенное Заказчиком в составе извещения о проведении закупки, содержит указание на необходимость выполнения проекта в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", которым утверждены правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила). В соответствии данными правилами рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Разработка проектной документации на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации нарушенных земель включает в себя выполнение комплексных инженерных изысканий, составление технических отчетов по результатам инженерных изысканий, проработку возможных вариантов технических решений по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации нарушенных земель.
Комплекс инженерных изысканий на территории земельного участка должен выполняться в соответствии со строительными нормами и правилам:
- инженерно-геодезические изыскания в соответствии с СП 47.13330.2016;
- инженерно-геологические изыскания в соответствии с СП 47.13330.2016;
- инженерно-гидрометеорологические изыскания в соответствий с CП 47.13330.2016;
- инженерно-экологические изыскания в соответствии с СП 47.13330.2016.
На основании технических отчетов по результатам инженерных изысканий в соответствии с условиями проекта контракта подрядной организацией должны быть проработаны возможные варианты технических решений по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации нарушенных земель, а также варианты рекреационного использования земельного участка после ликвидации свалки и рекультивации нарушенных земель.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 47 Градостроительного Кодекса РФ) изыскательские работы и работы по проектированию представляют собой единый комплекс подрядных работ, непрерывно связанных между собой.
Статьей 55.3 Градостроительного Кодекса РФ определены следующие виды саморегулируемых организаций:
- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания,
- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Следовательно, исходя из состава работ, которые включены в проект контракта на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации нарушенных земель, Заказчик считает, что подрядчик должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. Кроме того, Заказчику необходимо получить положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости выполнения работ по рекультивации объекта размещения отходов "Санкционированная свалка ТКО, расположенная по адресу: 391320, Рязанская область, Касимовский район, р. п. Гусь-Железный".
В соответствии с письмом Минстроя России от 18.10.2023 No 63959-ИФ/2 в целях соблюдения требований части 2 статьи 47, п. 5 части 8 статьи 49, части 3 и 7 статьи 55.5-1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации обязательными условиями при приеме проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу является членство проектных и изыскательских организаций в саморегулируемы организациях соответствующих видов, а также наличие сведений о главных инженерах проекта, утвердивших такую документацию, в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Данный объект подлежит достоверности определения сметной стоимости по объекту, что невозможно без наличия СРО у участника закупки/ подрядчика.
Следовательно, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе работы по выполнению инженерных изысканий, заказчиком должно быть установлено требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области инженерных изыскании.
С учетом изложенного, в целях обеспечения конкуренции заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки.
В связи с тем, что описанием объекта закупки предусмотрено выполнение комплексных инженерных изыскании и составление технических отчетов по результатам инженерных изыскании считаем, заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 6 ПП РФ N2571, в том, что у участника закупки должен быть опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по выполнению инженерных изыскании в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 6 Постановления 2571, соответствующие работам по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, а также требование о том, что непосредственно участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила. На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу <_>необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 30 мая 2023 г. N 062/06/106-334/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024