На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУЗ "Детский Санаторий N 42 ДЗМ" законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: запрос котировок в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку смеси белковой композитной сухой в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Детский санаторий N 42 Департамента здравоохранения города Москвы" в 2024 г. (реестровый N 0873200009823003550).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: 2024-23473 2 Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок, Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "Детский Санаторий N 42 ДЗМ": Т.С. Жевлакова (доверенность N 202 от 23.05.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя МОО "ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ": О.А. Кудрявцева (доверенность б/н от 11.04.2024) (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NЕИ/18044/24 от 07.05.2024) ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступило обращение МОО "ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ" (далее - Заявитель) о возможных нарушениях, допущенных государственным заказчиком - ГБУЗ "Детский Санаторий N 42 ДЗМ" при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку смеси белковой композитной сухой в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Детский санаторий N 42 Департамента здравоохранения города Москвы" в 2024 г. (реестровый N 0873200009823003550). 1.
В составе обращения Заявитель указывает на ненадлежащее исполнение контракта на поставку смеси сухой белковой композитной N 6908014 (реестровый N2773425153023000100) от 26.12.2023.
В соответствии с положениями ст. 99 Закона о контрактной системе в рамках закона реализована схема комплексного контроля, в том числе текущего, в которой задействованы ФАС России и соответствующие органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе органы государственного (муниципального) финансового контроля, Федеральное казначейство, а также финансовые органы. ФАС России и ее территориальные органы, определенные Законом о контрактной системе контрольным органом в сфере закупок, осуществляют текущий "процедурный" контроль в сфере закупок, позволяющий на всех этапах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) пресекать нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Московское УФАС России является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в отношении процедуры определения подрядчика (поставщика, исполнителя), при этом антимонопольный орган не наделен полномочиями по проверке соответствия поставленных товаров целям закупки.
2. Также в составе обращения Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии об осуществлении закупок Заказчика, выразившиеся в признании заявки ИП Афанасьев Д.В. (далее - Победитель) соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупок по результатам рассмотрения заявок, поскольку, по мнению Заявителя, у предложенного к поставке товара отсутствует кальций.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о 2024-23473 3 контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Техническом задании установлены требования к необходимым к поставке товарам по п. "Смесь сухая белковая композитная". При этом согласно файлу "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" заявка на участие в процедуре должна содержать, в том числе, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в 2024-23473 4 закупке. Комиссией Управления установлено, что Победителем представлены сведения о товарах, предлагаемых к поставке, при этом также представлено свидетельство о государственной регистрации (СГР) AM.01.48.01.004.R.000250.11.21.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по условиям извещения поставке подлежит смесь белковая композитная сухая (СБКС) с содержанием кальция в 100 г продукта: 750 2000 мг. СБКС производятся по ГОСТ 33933-2016 "Межгосударственный стандарт. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", являются специализированными пищевыми продуктами и в силу статьи 24 ТР ТС 021/2011 подлежат обязательной государственной регистрации.
Согласно п. 2 ст. 24 ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном порядке.
Согласно п. 4 ст. 24 государственную регистрацию специализированной пищевой продукции проводит орган, уполномоченный государством - членом Таможенного союза (далее именуется - орган по регистрации специализированной пищевой продукции).
Согласно п. 1 ст. 21 ТР ТС 021/2011 в форме государственной регистрации специализированной пищевой продукции проводится оценка (подтверждение) соответствия данной пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и других технических регламентов Таможенного союза.
Таким образом, свидетельство о государственной регистрации (или его копия) является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и такой документ необходимо передавать покупателю вместе с товаром. Победителем закупки к поставке предложена смесь сухая белковая композитная "НУТРИФУД БОНД", несмотря на отсутствие в требованиях к составу заявки требований о предоставлении свидетельства о государственной регистрации (далее - СГР).
В составе заявки Победителя закупки представлено свидетельство о государственной регистрации (СГР) AM.01.48.01.004.R.000250.11.21 на Специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания смесь белковая композитная сухая "НУТРИФУД БОНД", изготовлен в соответствии с документами: ГОСТ 33933-2016, производитель ООО "Кофейная компания "Вокруг Света", а также Протокол испытаний N 77.23.13259-1 от 31.10.2023.
Согласно СГР СБКС "НУТРИФУД БОНД" имеет следующий состав: концентрат сывороточного белка, сухое обезжиренное молоко, лецитин соевый (Е322), комплексная пищевая добавка Цегепал VF-HC 77, комплексная пищевая добавка Цегепал 03 С 0г, мальтодекстрин белый ДЭ 18-20 (Углеводы), инулин, диоксид кремния (Е551).
Как видно из СГР в состав СБКС входит сухое обезжиренное молоко, которое имеет состав: минеральные компоненты (кальций, натрий, фосфор, калий); белки; молочный сахар; жиры; аминокислоты (20 видов); витамины. Вместе с тем, согласно Приложению В (обязательное) к ГОСТ 33933-2016, в соответствии с которым производится СБКС "НУТРИФУД БОНД", п. В.3 Содержание витаминов и минеральных веществ в рекомендуемой порции <20 г) СБКС, произведенной с добавлением витаминно-минерального премикса, приведено в таблице В.3, согласно которой содержание Кальция, мг - от 150 до 500 включ., то есть в 100 г СБКС - содержание кальция должно быть от 750 до 2000 мг, что полностью соответствует требованиям извещения. 2024-23473 5 Таким образом, кальций является неотъемлемым составляющим веществом СБКС, произведенного в соответствии с ГОСТ 33933-2016.
При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7). Кроме того, предоставленное Заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией Заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора), причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями. Поданная ИП Афанасьев Д. А. заявка в части оспариваемых сведений требованиям извещения соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, 2024-23473 6 происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Комиссия Управления приходит к выводу, что у комиссии Заказчика имелись основания для признания заявки Победителя соответствующей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
В действиях ГБУЗ "Детский Санаторий N 42 ДЗМ" нарушения положений Закона о контрактной системе не выявлены.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко А.А. Луневич Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-23473
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 мая 2024 г. N 077/10/99-6022/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024