Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФНКЦ РР: Свободиной Н.Ю. (по доверенности от 29.12.2023 N05-03/24-09), ООО "Ковалент": Гутковский А.В., рассмотрев жалобу ООО "Ковалент" (далее - Заявитель) на действия ФНКЦ РР (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на Поставка системы для увлажненной высокопоточной оксигенотерапии с интегрированным генератором потока и возможностью подключения кислорода к дыхательному контуру для нужд ФНКЦ РР (Закупка N 0373100133124000096) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных 2024-23565 2 нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукцион. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что для Заказчиком не применена позиция КТРУ 32.50.21.129-00002 Увлажнитель дыхательных смесей с подогревом.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: 2024-23565 3 а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с п.12 Правил формирования КТРУ;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ;
д) справочная информация:
- коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
- информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с п.19 Правил формирования КТРУ.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. 2024-23565 4 На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, Заказчиком закупается изделие Система для увлажненной высокопоточной оксигенотерапии с интегрированным генератором потока, при этом как извещение об осуществлении закупки, так и описание объекта закупки, не содержит информации, указывающей на применение Заказчиком при описании закупаемого изделия позиции КТРУ 32.50.21.129-00002 "Увлажнитель дыхательных смесей с подогревом".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. В свою очередь представитель Заказчика пояснил, что увлажнитель дыхательных смесей с подогревом - это аппарат поддержки для ИВЛ и самостоятельно работать не может. Заказчику же требуется Увлажнитель с интегрированным генератором потока - а это самостоятельно работающий прибор для нужд отделения реанимации. Комиссия Управления отмечает, что Заказчик обязан применять информацию позиции КТРУ исключительно в случае соответствия позиции КТРУ закупаемому изделию и применения такой позиции КТРУ при формировании извещения об осуществлении закупки, при этом, в случае отсутствии такой позиции КТРУ Заказчик вправе формировать извещение без учета наименований медицинских изделий, указанных в позициях КТРУ, а также справочной информации таких 2024-23565 5 позиций. Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что позиция КТРУ 32.50.21.129-00002 "Увлажнитель дыхательных смесей с подогревом" не применялась Заказчиком при формировании извещения и не соответствует потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии у Заказчика необходимости руководствоваться положениями КТРУ 32.50.21.129-00002 "Увлажнитель дыхательных смесей с подогревом"при формировании извещения. Помимо этого Комиссия Управления отмечает, что, согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы Заявителем, не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении законодательства о контрактной системе и об ограничении количества участников закупки при формировании извещения, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения о Законе о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. 2.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком при установления требований к поставляемому товару нарушены положения государственных стандартов, а также установлены неправомерные требования. Так Заказчиком установлены требования: "Пауза звукового сигнала: Не более 115 сек"; "Сетевое напряжение/сила тока: 220-240 В 1,8 А (2,0 А макс.)", "Частота переменного тока в сети: 50-60 Гц", "Условия эксплуатации: минимальная температура окружающей среды: 18°C", "Условия эксплуатации: максимальная температура окружающей среды:
28°C".
Заявитель указывает, что ГОСТ ISO 8185-2012 "Увлажнители медицинские. Технические требования и методы испытаний" регламентирует, что системы увлажнения должны генерировать промежуточный сигнал опасности (сигнал опасности среднего приоритета) (ISO 9703-1 и ISO 9703-2), если измеряемая температура газа превышает установленную в инструкции по эксплуатации температуру. Температура не должна превышать 41 °С (6.8.2 перечисление а) 20). Если предусмотрено выключение оператором звукового сигнала опасности, длительность "молчания" не должна превышать 120 с.
Таким образом, характеристика "Пауза звукового сигнала: Не более 115 сек" 2024-23565 6 противоречит указанному государственному стандарту.
Также по мнению Заявителя, предъявляя требования к сетевому напряжению и частоте переменного тока Заказчик устанавливает требования не закупаемому товару, а к сети электрического тока. Кроме того требования установлены в нарушение ГОСТ 29322-2014 "Напряжения стандартные" и ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", поскольку напряжение тока в сети должно быть 230 В 10 % = 207... 253 В, а значение частоты должно составлять 50
0.2 Гц в течение 95% времени (50
0.4 Гц в течение 100% времени) в синхронизированных системах и 50
1 Гц в течение 95% времени (50
5 Гц в течение 100% времени) в изолированных системах. Кроме того, не указывая конкретные значения максимальной и минимальной температуры при которой возможна эксплуатация медицинского изделия Заказчик вводит участников закупки в заблуждение и препятствует правильному заполнению заявки на участие в закупки. Несогласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ ISO 8185-2012 "Увлажнители медицинские. Технические требования и методы испытаний" указывает на то, что при выключение оператором звукового сигнала опасности, длительность "молчания" не должна превышать 120 с, тем самым установлено максимальное значение, вместе с тем данный государственный стандарт не запрещает использовать меньшее значение и показатель "Пауза звукового сигнала: Не более 115 сек" входит во временной диапазон установленный ГОСТом.
Также Заказчик указал требования которыми должен соответствовать прибор, при несоблюдении которых аппарат может выйти из строя создать угрозу жизни пациента. При этом установленные требования не противоречат диапазонам и погрешностям государственных стандартов.
Также представитель Заказчика пояснил, что в требованиях к товару указаны крайние значения температуры эксплуатации медицинского изделия, и что участники закупки могут представить любой товар соответствующий установленным диапазонам.
На основании изложенного, с учетом представленных документов и сведений, пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы. 3.
Также согласно доводам жалобы Заказчиком предъявлены не конкретизированные требования вводящие участников закупки в заблуждение. Так Заказчиком установлено требование: "Точность кислородного анализатора (в пределах диапазона 25-95% O2): 2.5 + 2.5% уровня газа" при этом инструкцией установлено "Качественная, значение характеристики не может изменяться участником". 2024-23565 7 На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в отделении реанимации используется подаваемая кислородо-воздушная смесь концентрацией от 25 до 95% О2.
Погрешность отклонения в большую сторону не должна превышать 2.5%, погрешность отклонения в меньшую сторону не должна превышать 2.5%. Это обусловлено безопасностью пациента. В то же время Комиссия Управления отмечает, что требование " 2.5 + 2.5% уровня газа" не позволяет определить какое именно значение должно быть точности кислородного анализатора должно быть у предлагаемого к поставке товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводам жалобы требования к закупаемому товару сформированы таким образом, что соответствует продукция единственного производителя, при этом ограничивающей характеристикой является: "Фильтр для дезинфекции: 1 шт". Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя снял данный довод жалобы с рассмотрения. Так же в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2024 NИЗК1 заявка ООО "Спироника" (идентификационный номер заявки 3) признана соответствующей положениям извещения. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлено требование к поставляемому товару: "Пауза звукового сигнала: Не более 115 сек".
Согласно ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.3 или п.4, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); 2024-23565 8 б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Так, в силу ч.4 ст.38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N323-ФЗ (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с п.2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное 2024-23565 9 назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. П.6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, за исключением случаев прямо предусмотренных законом, является регистрационное удостоверение. Комиссией Управления установлено, что в составе заявки ООО "Спироника" предложен к поставке товар "Система для увлажненной высокопоточной оксигенотерапии с интегрированным генератором потока и возможностью подключения кислорода к дыхательному контуру" и указана характеристика "Пауза звукового сигнала: Не более 115 сек".
Также в составе заявки ООО "Спироника" представлено письмо согласно которому: "Предлагаемый нами товар имеет следующую характеристику: Пауза звукового сигнала 120 с. Невозможно ее (именно это значение) указать в заявке. Просим в контракте указать именно это значение". Кроме в составе заявки ООО "Спироника" представлено регистрационное удостоверение от 03.07.2023 NРЗН 2023/20521 на Увлажнитель с интегрированным генератором потока Hifent.
Согласно инструкции на данное медицинское изделие размещенной на официальном сайте Росздравнадзора данное медицинское изделие имеет паузу звукового сигнала 120 с.
Таким образом заявка ООО "Спироника" содержит недостоверные сведения относительно паузы звукового сигнала.
Согласно пп."а" п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч.2 ст.50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
В силу ч.12. ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в 2024-23565 10 заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что решение комиссии по осуществлению закупок Заказчика о признания заявки участника закупки ООО "Спироника" соответствующей требованиям извещения принято в нарушение пп."а" п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об 2024-23565 11 административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ковалент" на действия ФНКЦ РР обоснованной в части установления неправомерных требований к товару.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, признать в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение положений пп."а" п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Кутейников М.О. Мацнева Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-23565
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 мая 2024 г. N 077/06/106-6912/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024