Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Челновой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ООО "СМУ-305": Кучеркова Е.А. (по дов.N25- 1/24 от 25.01.2024) , ФГБНУ "НИИР им. В.А. Насоновой": Егоровой Е.А. (по дов. N01.00-13/25 от 05.03.2024), рассмотрев жалобу ООО "СМУ-305" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "НИИР им. В.А. Насоновой" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выпол#нение работ по ремонту помещений (ГИ 243/225) (Закупка N 0373100023824000191) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-23419 2 УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. В составе жалобы Заявитель указывает, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушен порядок оценки заявки Заявителя по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке. Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий комиссии по осуществлению закупок Заказчика в части применения установленного в извещении порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей, при этом вторая часть должна содержать информацию и 2024-23419 3 документы, предусмотренные пп."м" - "р" п.1, пп "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно пп."р" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. П.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. 2024-23419 4 В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели. Комиссией Управления определено, что Заказчиком в электронном документе "Порядок оценки заявок", размещенном в составе извещения в соответствии с п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, установлен порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в том числе:
- "II.
Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке: Квалификация участников закупки": "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: Характеристика квалификации участников закупки (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)", "Формула оценки или шкала оценки: "Оценка заявок (характеристика квалификации участников закупки N 1) осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения: лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение ( ) характеристики объекта закупки, - по формуле: 100 БХ = Х - Х x ; i i min \x{f029} пред Х - Х max min где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики 2024-23419 5 объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; пред Хmax - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком - 850 000 000,00 рублей.
- "III.
Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа: "Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3": "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)", "Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки": Оценка производится в соответствии Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка). Под работами, связанными с предметом контракта (договора) понимается выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Опыт участника по выполнению работ, связанный с предметом контракта (договора), на право заключить который проводится закупка, подтверждается следующими документами:
1) в случае наличия опыта работ по капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта):
- исполненный договор;
- копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ;
2) в случае наличия опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта):
- исполненный договор;
- акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных 2024-23419 6 работ;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
3) в случае выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта):
- раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). К оценке принимаются подтверждающие документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Допускается принятие к оценке документов, в случае, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при 2024-23419 7 условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора)", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора)" приведена в Приложении к настоящим критериям оценки заявок участников закупки. Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе. Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки, размещенном в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Заказчиком определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, в частности указано следующее: "Критерии оценки заявок: Цена контракта: Значимость критерия оценки: 60.00% Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: Значимость критерия оценки: 40.00% Показатели критерия оценки: 1 Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: Значимость показателя: 100.00% Порядок оценки по показателю : 1 Детализирующий показатель: Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров Значимость детализирующего показателя: 100.00%" Согласно ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении 2024-23419 8 закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в составе заявки на участие в закупке были представлены сведения о наличии у участника закупки опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых с предметом контракта и соответствующих порядку оценки на общую сумму исполненных обязательств 2 440 557 090.19 руб., однако комиссией по осуществлению Заказчика неправомерно учтены сведения об исполненных обязательствах лишь на 716 600 722.52 руб.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика при оценке заявки Заявителя по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" приняты к оценке сведения о договоре (контракте) с наибольшей суммой исполненных обязательств, составляющей 716 600 722,52 руб.
Согласно пп."а" п.4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного абз.2 п.1 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N60 "О мерах по информационному 2024-23419 9 обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что, в случае наличия противоречий между информацией, указанной в составе извещения, сформированного с использованием единой информационной системы, и информацией, указанной в электронном документе, размещенном в составе извещения, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
Таким образом, при разрешении вопроса о применении порядка оценки, комиссии по осуществлению закупок Заказчика надлежало руководствоваться положениями извещения об осуществлении закупки, размещенными в соответствии с п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, а также критериями и детализирующими показателями оценки, установленными в разделе "II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке: Квалификация участников закупки", и осуществить оценку заявок участников закупки с учетом применения показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что оценка заявки участника закупки ООО "СМУ-305" осуществлена комиссией по осуществлению закупок Заказчика в соответствии с требованиями извещения об осуществления закупки и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Одновременно с этим, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено, что в составе извещения заказчиком размещены противоречивые положения порядка оценки, а именно в сведениях, размещенных в соответствии с п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, указано "Порядок оценки по показателю : 1 Детализирующий показатель: Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", в то время как в электронном документе, размещенном в составе извещения в соответствии с п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, указано в разделе "II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке: Квалификация участников закупки": "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: Характеристика квалификации участников 2024-23419 10 закупки (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)", а в разделе "III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" указано: "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)", "...Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров)...". Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.11 ч.1 ст.42, п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-23419 11
Р Е Ш И Л А
:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-305" на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБНУ "НИИР им. В.А. Насоновой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.11 ч.1 ст.42, п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко О.А. Челнова Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-23419
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 мая 2024 г. N 077/06/106-6909/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024