Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителя: ГБУЗ "ГВВ N 3 ДЗМ": В.В. Поляковского (по доверенности N б/н от 24.10.2023); в отсутствие представителей ООО "РЕМСТРОЙ", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГВВ N 3 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по укладке линолеума в помещениях лаборатории радиоизотопной диагностики для нужд ГБУЗ "ГВВ N3 ДЗМ" (Закупка N 0373200056424000120) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных 2024-23375 2 нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством единой информационной системы. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки характеристик товара, страны происхождения товара, товарного знака, документов о соответствии товаров требованиям законодательства, однако, объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона выступает "Выполнение работ по укладке линолеума в помещения". При этом Заявитель также указывает, что Заказчиком не конкретизированы документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимые к представлению в составе заявки на участие в закупке.
В силу п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с 2024-23375 3 технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в составе Технического задания в Приложении 1 установлен перечень объектов закупки: Выполнение работ по текущему ремонту объекта в сфере здравоохранения. Кроме того в составе извещения аукциона Заказчиком установлены требования к объекту закупки для следующих позиций: Выполнение работ по текущему ремонту объекта в сфере здравоохранения; Выполнение работ по текущему ремонту объекта в сфере здравоохранения: Значение характеристики не может изменяться участником закупки; Линолеум: Толщина изделия: > 2 и 3 Миллиметр; Ширина:
4 и < 4.5 Метр; Основа: Нетканная. Значения характеристик не могут изменяться участником закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в 2024-23375 4 конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения запрос котировоков и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком. На заседании Комиссии Управления установлено, что в Информационной карте, размещенной в составе извещения, Заказчиком установлено, что на на участие в закупке заявка должна содержать информацию и документы, в том числе:
1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующиепоказателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. 2024-23375 5 2.
Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Товарный знак (при наличии).
7. Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
8. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых,оказываемых иностранными лицами. Комиссия Управления отмечает, что положения ст.33 Закона о контрактной системе позволяют описывать Заказчику как требования к поставляемым товарам, так и требования к используемым при оказании услуг товарам, однако в п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе однозначно определено, что информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки участника закупки сведений о характеристиках, наименовании страны происхождения товара и предоставлении информации и документов подтверждающих страну происхождения товаров используемого при выполнении работ является неправомерным. Комиссия Управления отмечает, что указание требований в составе извещения к товару "Линолеум" свидетельствует об использовании такого товара при выполнении работ. При этом формальное указание Заказчиком на необходимость поставки товара "Линолеум" с учетом размещения требований к товару вышеуказанным образом не может свидетельствовать о поставке такого товаров в рамках выполнения работ.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках данной закупочной процедуры поставка товаров не осуществляется, сведения об иных товарах, которые могут быть квалифицированы как поставляемые, в составе 2024-23375 6 извещения не размещены, ввиду чего оспариваемые требования к составу заявки на участие в закупки установлены Заказчиком неправомерно.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком не исполнено надлежащим образом обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делу N077/06/106- 6279/2024 от 07.05.2024 (далее - предписание). В частности Заявитель указывает, что в состав извещения Заказчиком не внесены изменения в части неправомерного требования о предоставлении в составе заявки характеристик товара, страны происхождения товара, товарного знака, документов о соответствии товаров требованиям законодательства, а также Заказчиком не конкретизированы документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимые к представлению в составе заявки на участие в закупке, что также свидетельствует о неисполнении выданного ранее Предписания. 13.02.2024 в единой информационной системе размещена жалоба ООО "РЕМСТРОЙ" (реестровый номер 202400132489007768) на действия ГБУЗ "ГВВ N 3 ДЗМ" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по укладке линолеума в помещениях лаборатории радиоизотопной диагностики для нужд ГБУЗ "ГВВ N3 ДЗМ" (Закупка N 0373200056424000120). 07.05.2024 Московским УФАС России рассмотрена вышеуказанная жалоба ООО "РЕМСТРОЙ" на действия Заказчика при формировании извещения, при этом, по результатам проведения внеплановой проверки, в действиях Заказчика установлено нарушение Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с этим Заказчику выдано обязательное для предписание, в составе которого указано в том числе: привести извещение об осуществлении закупки в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения 2024-23375 7 от 07.05.2024 по делу N 077/06/106-6279/2024 и разместить соответствующее извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с решением Московского УФАС по делу N077/06/106-6279/2024 от 07.05.2024, Заказчиком были внесены изменения в информационную карту, размещенную в составе извещения. Указанные изменения, соответствующие выводам вышеуказанного решения, были внесены в Лот в ЕАИСТ в части требования к содержанию 16.05.2024, составу заявки на участие, требуемые параметры были изменены. Возможное отсутствие интеграции ЕАИСТ с ЕИС не вызвано действиями Заказчика и не может служить основанием для удовлетворения жалобы. Комиссия Управления не может согласиться с пояснениями представителя Заказчика, так как Заказчиком в рамках рассмотренного ранее дела N077/06/106- 6279/2024 от 07.05.2024 направлен отчет об исполнении предписания (Вх. N 31265- ЭП/24 от 17.05.2024), однако, данное предписание Заказчиком не исполнено, при этом в составе отчета не представлено документов, подтверждающих отсутствие интеграции ЕАИСТ с ЕИС при исполнении предписания надлежащим образом и не сделав этого, Заказчик принял на себя риски того, что представленные документы будут оценены оспариваемым образом.
Также в составе возражений по жалобе ООО "РЕМСТРОЙ" не представлено сведений о попытках устранения выявленной технической невозможности внесения требуемых изменений в состав извещения, например, обращение в техническую поддержку ЕАИСТ, а также подачи обращения в адрес Московского УФАС России о возможности продления срока исполнения предписания по делу N077/06/106- 6279/2024 от 07.05.2024 из-за технической ошибки при внесении в состав извещения соответствующих изменений в установленный предписанием срок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-23375 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" на действия ГБУЗ "ГВВ N 3 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.43, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Кутейников Э.З. Гугава Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-23375
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2024 г. N 077/06/106-6895/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024