Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи): ГКУ "ДТЗ", ГКУ "ЦОДД", ООО "Мир Вендинга", рассмотрев жалобу ООО "Мир Вендинга" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ЦОДД (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку питьевой негазированной воды (Закупка N 0373200082124000233) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. 2024-23612 2 Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении закупочной документации в нарушение Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта 2024-23612 3 закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп."б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ П.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики 2024-23612 4 товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно доводам жалобы в технической части закупочной документации установлено избыточное требование к характеристике товара, необходимого к поставке, а именно: "Категория питьевой воды, не ниже: Первая". Так, по мнению Заявителя, требования к категории воды регламентируются Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (далее - ТР ЕАЭС 044/2017).
Согласно ТР ЕАЭС 044/2017 категории питьевой воды подразделяются на:
- природную минеральную воду (в том числе столовую природную минеральную, лечебно-столовую природную минеральную и лечебную природную минеральную воду);
- купажированную, упакованную питьевую воду;
- обработанную питьевую воду;
- природную питьевую воду; 2024-23612 5 - питьевую воду для детского питания;
- искусственно минерализованную питьевую воду. При этом разделение питьевой воды на категории (первая и высшая) отменено, что не позволяет корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе, а также может привести к ограничению количества участников закупки. Кроме того, данная характеристика не является обязательной в выбранной Заказчиком позиции КТРУ 11.07.11.120-00000001 "Вода питьевая упакованная". Помимо этого Заявитель указывает, что в п. 6.12 Технического задания Заказчик неправомерно
установил
требование о соответствии "ГОСТ 32220-2013.
Межгосударственный стандарт. Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия", поскольку исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" применение государственного стандарта является добровольным.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к поставляемому товару: Категория питьевой воды: Не ниже первой. Количество ложек чайных пластиковых одноразовых на одну бутылку: Равно 0 шт. Количество стаканов пластиковых одноразовых на одну бутылку: Равно 0 шт. Количество чашек пластиковых одноразовых на одну бутылку: Равно 0 шт. Наличие брендированной этикетки Заказчика: Нет. Вместе с тем, выбранная позиция КТРУ 11.07.11.120-00000001 "Вода питьевая упакованная" не содержит данных требований и Заказчиком не представлено надлежащего обоснования установления данных требований.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки сформировано автоматически при выборе соответствующего СПГЗ, в том числе с указанием на категорию воды. При этом согласно п. 2.3 технического задания, вода питьевая, упакованная в емкости, должна соответствовать акту, указанному в пункте 6.1 или актам, указанным в пунктах 6.10, 6.12 Технического задания. Так, в пункте 6.12 технического задания содержится указание на соответствие товаров положениям ГОСТ 32220-2013.
Межгосударственный стандарт. Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 32220-2013).
Согласно п. 4.3 ГОСТ 32220-2013, в зависимости от качества питьевой воды расфасованную воду подразделяют на две категории:
- первая категория - вода питьевого качества (независимо от источника ее получения) безопасная для здоровья, полностью соответствующая критериям благоприятности органолептических свойств, безопасности в эпидемическом и радиационном отношении, безвредности химического состава и стабильно сохраняющая свои высокие питьевые свойства; 2024-23612 6 - высшая категория - вода питьевого качества безопасная для здоровья из самостоятельных подземных (родниковых или артезианских) водоисточников, надежно защищенных от биологического и химического загрязнения и оптимальная по качеству. При сохранении всех критериев для расфасованной воды первой категории расфасованная вода высшей категории должна удовлетворять физиологическим потребностям человека по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов и более жестким нормативам по ряду органолептических, физико-химических показателей и химическому составу. Данная классификация соответствует установленной в Единых санитарно- эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (глава II, раздел 9), утвержденных решением комиссии Таможенного союза N 299 от 18 июня 2010.
Таким образом, требования к категории питьевой воды установлены на основании действующего государственного стандарта. Кроме того, при описании закупаемого товара Заказчиком использована позиция КТРУ 11.07.11.120-00000001 "Вода питьевая упакованная" содержащая характеристику "Категория питьевой воды, не ниже", в связи с чем Заказчик вправе установить данную характеристику.
Также представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание сформировано автоматически и изначально содержит требование к "ГОСТ 32220- 2013.
Межгосударственный стандарт. Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия". Помимо этого представитель Заказчика пояснил, что извещение содержит обоснование установления оспариваемых требований - "дополнительные характеристики и их показатели необходимы для детализации поставляемого товара с учетом потребности заказчика, оказывают влияние на цену поставки". Так Заказчиком использован нормативный метод формирования НМЦК и включение данных характеристик необходим для расчета цены контракта. При этом поставляемый товар не должен содержать данных характеристик.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Вместе с тем Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано одиннадцать заявок, признанных соответствующими положениям извещения, что свидетельствует о возможности формирования и 2024-23612 7 подачи заявки на участие в аукционе, а также об отсутствии ограничений количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Мир Вендинга" на действия ГКУ "ЦОДД" необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Кутейников О.А. Челнова Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-23612
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 мая 2024 г. N 077/06/106-6960/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024