Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителя: ФГБОУ ВО "Российский университет медицыны" Минздрава России: Н.А. Соллогуб (по доверенности N 02.01.03-6392 от 15.12.2023); в отсутствие представителей ООО "СПИРОНИКА", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "СПИРОНИКА" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (соединитель для дыхательного контура, одноразового использования) (Закупка N 0373100045924000365) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 2024-23678 2 муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч. 2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, 2024-23678 3 работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно Техническому заданию, Заказчиком установлены требования к закупаемому медицинскому изделию "Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования": Коннектор со стороны пациента: 22M/15F.
Данная характеристика определяется на основании лечебной практики и потребности заказчика для осуществления лечебного процесса. Жёсткость трубки по Шору, А: Не менее 78. Обеспечивает оптимальное соотношение твёрдости и гибкости изделия, что позволяет избежать возникновения трещин в трубке и утечки подаваемой смеси. Значение характеристики не может изменяться участником закупки.
1. Согласно доводам жалобы установление условного обозначения размера 22-М/15F противоречит положениям ГОСТ 31518.1-2012 "Аппараты ингаляционной анестезии и искусственной вентиляции легких. Соединения конические. Часть 1. Конические патрубки и гнезда" (далее- стандарт). По мнению Заявителя обозначения размера 15-М в ГОСТ 31518.1-2012 отсутствует. Стандарт предполагает обозначения MR, MS, MP, MK, однако, в Техническом задании указано на не предусмотренное стандартом обозначение размера: 22-М/15F, вместе с тем, в ГОСТ 31518.1-2012 размер отверстия для присоединения пациента обозначается 22MSC (или 22MSC/15F).
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 2024-23678 4 указанный в жалобе ГОСТ 31518.1-2012 применяется на территории РФ добровольно.
Согласно ГОСТ 31518.1-2012: F - охватывающая деталь. M - охватываемая деталь. Дополнительные буквенные обозначения: S, P, K, SC обозначают вид охватываемой детали. При описании размера коннектора, например, 22M/15F добавлять к букве М дополнительно одну (или две) из букв: R, S, P, K, SC - нет необходимости, так как заказчики не конкретизируют охватываемую деталь конического соединения, вариант охватывания конического соединения не влияет на бесперебойную и эффективную работу аппарата ИВЛ для лечения нарушений дыхательной функции у пациентов. Размеры контура 22-М/15F не являются стандартным обозначением для типов конических коннекторов, вместе с тем, Заказчиком технические характеристики были составлены на основе анализа инструкций производителей, зарегистрированных на территории РФ, в которых коннекторы обозначены именно в виде "22M/15F": Контуры дыхательные однократного применения по ТУ BY 190682947.003-2009, производитель: ООО "Ассомедика", Республика Беларусь (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06637 от 30.05.2023); Контур медицинский дыхательный одноразового применения нестерильный по ТУ 32.50.21-001-03741033-2021, производитель: ООО "ГЛОБУС", Россия (регистрационное удостоверение N РЗН 2022/17667 от 03.05.2024).
Также представитель Заказчика пояснил, что размер коннектора с указанием только основного буквенного обозначения без указания S, P, K или SC используется в регистрационных удостоверениях на контуры дыхательные и соединители разных производителей: ООО "Глобус", Россия (регистрационное удостоверение N РЗН 2022/17667 от 03.05.2024 г.); ООО "Одиссей Медикал", Тайвань (регистрационное удостоверение NРЗН 2022/18895 от 24.11.2022 г.). Кроме того, согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не участвовал, также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупочной процедуры при установлении оспариваемого требования.
Таким образом у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения о Законе о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы наличие в описании объекта закупки характеристики "Жёсткость трубки по Шору, А: Не менее 78", закупаемого медицинского изделия, позволяет предложить к поставке единственное медицинское изделие " Соединители для дыхательного контура MEDEREN", производитель: "Медерен Неотех Лтд.", Израиль (регистрационное удосоверение N РЗН 2020/9918 от 09.04.2020), однако в эксплуатационной документации отсутствует информации к какому компоненту изделия (трубка, коннектор или 2024-23678 5 порт) относится данный показатель. Комиссия Управления отмечает, что при проведении закупок заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки, следовательно, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало несколько производителей. При этом в обосновании своей позиции Заказчиком не представлено сведений, указывающих на возможность поставки товара, соответствующего совокупности требований, указанных в описании объекта закупки, например: инструкций, регистрационных удостоверений, писем производителя товара, указывающих на обладание товара необходимыми характеристиками, ввиду чего Комиссии Управления не представляется прийти к выводу, что имеются товары, соответствующие совокупности требований извещения. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что обязанность по формированию описание объекта закупки в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе возложена на государственного Заказчика, ввиду чего именно Заказчик при формировании извещения об осуществлении закупочной процедуры должен обладать документальным подтверждением соответствие описания объекта закупки требованиям действующего законодательства, при этом не ограничивая круг участников закупочной процедуры.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-23678 6
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" на действия ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. 3.
Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку закупка отменена путем размещения извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2024 NИО1.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: М.О. Мацнева М.В.Сорбучева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-23678
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 мая 2024 г. N 077/06/106-6977/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024