Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки в присутствии уполномоченных представителей ГБОУ Школа N 630: Т.С. Глашкиной (доверенность N б/н от 24.05.2024), В.В. Заломиной (дооверенность N135-И от 24.05.2024), а также в присутствии представителей ООО "Юрловский дворик": К.Ю. Кондрашова (доверенность N14 от 06.09.2023), Д.А. Каплистый (доверенность N12 от 06.09.2023), рассмотрев обращение ГБОУ Школа N 630 о включении сведений об ООО "Юрловский дворик" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-24141 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБОУ Школа N 630 (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Юрловский дворик" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию инженерных систем зданий образовательных организаций (реестровый N 0873500000823002666). 25.04.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 0873500000823002666-630 на оказание услуг по обслуживанию инженерных систем зданий образовательных организаций (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 07.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО "Юрловский дворик" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 07.05.2024 размещено в единой информационной системе Решение об 2024-24141 3 одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта сроки оказания услуг по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием: с "01" мая 2023 г. по "30" апреля 2025 г. Как пояснил представитель Заказчика, в нарушение условий Контракта Технического задания, Исполнитель не производил оказание услуг, предусмотренных Контрактом 15.04.2024, 17.04.2024, 02.05.2024, 03.05.2024, 06.05.2024.
В связи с неоднократным нарушением Исполнителем сроков и объемов оказания услуг, предусмотренных Контрактом, Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что с начала оказания услуг Заказчиком приняты и оплачены в полном объеме оказанные Исполнителем услуги по контракту за период с мая 2023 года по март 2024 года включительно. В связи с существенно изменившимися независимо от Исполнителя обстоятельствами, с резким и неожиданным сокращением штата сотрудников, исполнение Контракта для Исполнителя стало весьма затруднительным и невыполнимым. Не имея возможности своевременного и надлежащего оказания услуг по контракту, обеспечить соответствие результатов оказания услуг требованиям качества Исполнитель уведомил Заказчика в соответствии с п. 5.4.5 Контракта о приостановке оказания услуг по независящим от Исполнителя обстоятельствам с 04.04.2024 направив Заказчику письмо исх. N 70/04 от 03.04.2024.Также указанным письмом Исполнитель предложил расторгнуть Контракт в порядке ст. 451 ГК РФ по независящим от Исполнителя обстоятельствам и в связи с невозможностью оказания услуг своевременно и надлежащим образом, на основании ст. 8.2 Контракта по соглашению сторон. Вышеуказанным письмом Исполнитель принял на себя обязательства в период согласования и оформления сторонами соглашения о расторжении контакта до момента его вступления в законную силу, приложить все возможные усилия для недопущения ухудшения состояния инженерных систем зданий Заказчика и возникновения аварийных ситуаций, а также для незамедлительной локализации аварий и минимизации ущерба при их возникновении, и выполнил свои обещания, что подтверждает добросовестный характер действий Исполнителя.
В соответствии с п. 8.2 Контракта регламентный срок ответа стороны, получившей предложение о расторжении контракта по соглашению сторон - 5 2024-24141 4 календарных дней. Однако, установленный Контрактом срок ответа от Заказчика не поступило. Ответ Заказчика на уведомление Исполнителя поступило 15.04.2024.
Заказчик предложение о расторжении контракта по соглашению сторон отклонил, счел изменения обстоятельств недоказанными, потребовал восстановления оказание услуг и обеспечения выполнения обязательств Исполнителем в полном объеме. В ответ Исполнитель направил Заказчику письмо исх. N 72/04 от 16.04.2024, в котором возражал и разъяснял, что Исполнитель не уклоняется от выполнения обязательств по контракту, о чем свидетельствует надлежащее реагирование Исполнителя на аварийную заявку Заказчика от 14.04.2024.
Представитель Исполнителя указывает, что заявки, поданные Заказчиком после вынужденной приостановки оказания услуг Исполнителем, аварийными не являются, что очевидно следует из претензионных писем Заказчика, и, соответственно, п. 2.11 Технического задания не регламентируются. Кроме того, Исполнитель подчеркивает, что экспертизы результатов оказанных Исполнителем услуг на протяжении всего периода действия контракта Заказчиком не проводилось, уведомления о ее проведении Исполнителю не направлялось; существенный и неустранимый характер отступлений, допущенных Исполнителем, от условий контракта экспертизой не подтверждался; претензионные письма составлены Заказчиком в одностороннем порядке, без составления двухсторонней комиссии, без приглашения представителя Исполнителя для совместного проведения контроля качества оказываемых услуг, и не могут являться подтверждением заявленной Заказчиком информации. Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение 2024-24141 5 ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБОУ Школа N 630 во включении сведений об ООО "Юрловский дворик" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления А.А. Белолипецкая К.В. Змиевская Исп.Белолипецкая А.А. 2024-24141
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 мая 2024 г. N 077/10/104-7082/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024