Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителя: ГБУЗ "ДГП N 69 ДЗМ": Панова А.В. (по доверенности от 28.05.2024 N46/24Д); в отсутствие представителей ООО "РЕМСТРОЙ", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 69 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по гидравлическому испытанию инженерных систем зданий ГБУЗ "ДГП N 69 ДЗМ" в 2024 г. (Закупка N 0373200577524000005) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных 2024-24333 2 нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством единой информационной системы. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки характеристик товара, страны происхождения товара, товарного знака, документов о соответствии товаров требованиям законодательства, однако, объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона выступает "Выполнение работ по гидравлическому испытанию инженерных систем зданий", при этом исходя из положений Технического задания, проекта государственного контракта и сметного расчета не следует, что в рамках контракта предусмотрена поставка товара и не определен порядок приемки товаров. Кроме того, Заказчиком не установлены ограничения, предусмотренные положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условия допуска в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что также свидетельствует об отсутствии однозначных признаков поставки товара в рамках данной закупки. При этом Заявитель также указывает, что Заказчиком не конкретизированы документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимые к представлению в составе заявки на участие в закупке.
В силу п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки 2024-24333 3 (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в составе Технического задания в 2024-24333 4 Приложении 1 установлен перечень объектов закупки: Вид услуги: Техническое обслуживание и текущий ремонт. Назначение объекта: Объект административно-делового назначения. Режимный объект: Нет. Состав комплекса инженерных коммуникаций: Индивидуальный тепловой пункт; Система теплоснабжения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения запрос котировоков и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным 2024-24333 5 знаком. На заседании Комиссии Управления установлено, что в Информационной карте, размещенной в составе извещения, Заказчиком установлено, что на на участие в закупке заявка должна содержать информацию и документы, в том числе:
1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Товарный знак (при наличии).
7. Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром 8. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при выполнении работ по гидравлическим испытаниям инженерных систем зданий поставка товара необходима для замены вышедших устаревших и непригодных для дальнейшего использования радиаторов, которые не прошли гидравлические испытания и по своим конструктивным особенностям не подлежат ремонту. Одновременное выполнение этих работ экономит время и средства Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что положения ст.33 Закона о контрактной системе позволяют описывать Заказчику как требования к поставляемым товарам, так и требования к используемым при оказании услуг товарам, однако в п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе однозначно определено, что информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае 2024-24333 6 осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что наличие в перечне требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке указания на необходимость предоставления определенной информации, в то время как, фактически, предоставление установленной в таких положениях информации не требуется в составе заявки на участие в закупке, равно как и установление требования о необходимости предоставления информации, которое применяется в зависимости от исполнения определенных условий, указанных в извещении об осуществлении закупки, отсутствие конкретизации запрашиваемых в составе заявки на участие документов, свидетельствует о нарушении Заказчиком положения Закона о контрактной системе при формирования требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, так как не позволяет участникам закупки однозначным образом определить сведения, необходимые к представлению в составе заявке на участие в закупке, без осуществления дополнительного поиска в составе извещения условий применения требования, что, в свою очередь, может повлечь за собой введение участников закупочной процедуры в заблуждение и отклонение заявок таких участников закупки. Комиссия Управления отмечает, что, учитывая положения Технического задания, проекта государственного контракта и сметного расчета, из которых не следует, что в рамках контракта предусмотрена поставка товара, а также то, что не определен порядок приемки товаров, указание требований в составе извещения к товару "Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов" свидетельствует об использовании такого товара при выполнении работ по гидравлическому испытанию инженерных систем зданий.
В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках данной закупочной процедуры поставка товаров не осуществляется, сведения об иных товарах, которые могут быть квалифицированы как поставляемые, в составе извещения не размещены, ввиду чего оспариваемые требования к составу заявки на участие в закупки установлены Заказчиком неправомерно.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
В составе жалобы Заявитель также указывает, что в соответствии с 2024-24333 7 Техническим заданием установлены следующие неправомерные требования: "2.4 До начала оказания услуг, но не позднее чем за 2 (два) рабочих дня Исполнитель определяет ответственное лицо за объект и предоставляет Заказчику информацию о данном сотруднике с указанием предоставляемых ему полномочий (включая право подписания и согласования журналов учета оказанных услуг, электронных структурированных Документов о приемке), в случае если руководитель Исполнителя принимает решение о передаче таких полномочий. Исполнитель уведомляет об этом Заказчика, согласно требованиям статьи "Прочие условия" Контракта. Об изменении контактной информации ответственных лиц Исполнитель обязан уведомить Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня со дня возникновения таких изменений. 2.5 Для оформления пропусков на объекты Заказчика Исполнитель не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до начала оказания услуг предоставляет Заказчику список персонала, который будет задействован в оказании услуг, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, а также предоставляет список автотранспорта с указанием его марки и государственного регистрационного номера. 2.5.1 Исполнитель обязан по требованию Заказчика не позднее 5 (пяти) календарных дней до начала оказания услуг, а в случае запроса Заказчика во время оказания услуг не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты запроса, представить копии документов, необходимых для проверки соответствия сотрудников Исполнителя требованиям и условиям, установленным настоящим Техническим заданием". Комиссией Управления установлено, что согласно извещению дата начала исполнения контракта - "1 рабочих дней с даты заключения контракта". Так, Заявитель указывает, что выполнение вышеуказанных пунктов Технического задания не представляется возможным, поскольку срок оказания услуг начинает действовать с первого календарного дня с даты заключения контракта. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить установление вышеуказанных требований Технического задания с учетом определенной в извещении даты начала исполнения контракта. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что с учетом установленного срока начала оказания услуг, сроки, предусмотренные п.2.4, 2.5 и п.2.5.1 Технического задания являются некорректными и невыполнимыми и не позволяют участнику закупки представить запрашиваемую Заказчиком информацию в требуемый срок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях комиссии Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-24333 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" на действия ГБУЗ "ДГП N 69 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: Э.З. Гугава А.А. Кутейников Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-24333
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 мая 2024 г. N 077/06/106-7200/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024