Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
рассмотрев обращение ГБУЗ "ДГП N 48 ДЗМ" о включении сведений об ИП Саргсян А.А. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ДГП N 48 ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ИП Саргсян А.А. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам закупки у единственного поставщика на поставку медицинских товаров (контракт N 24-6962534 от 17.01.2024).
17.01.2024 между Заказчиком и ИП Саргсян А.А. заключен государственный контракт N 24-6962534 на поставку медицинских товаров (далее - Контракт).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик
вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 27.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ИП Саргсян А.А. существенных условий Контракта (далее - Решение).
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение направлено в адрес Исполнителя заказным письмом посредством Почты России 28.02.2024.
Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта Исполнителем не получено, возвращено отправителю 06.04.2024.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в Контракте.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1. Контракта: "Поставка Товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные настоящим Контрактом и Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): с 18.01.2024 по 25.01.2024.".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 30.01.2024 Заказчиком была направлена претензия (исх. N 02-355 от 30.01.2024), в которой сообщалось, что на 29.01.2024 год поставка осуществлена и в ходе приемки выявлены недостатки.
01.02.2024 от Исполнителя поступил ответ (исх. N 21-24 от 01.02.2024) с возражениями на вышеуказанную претензию.
08.02.2024 Заказчик повторно направил претензию (исх. N 02-557 от 08.02.2024), в которой сообщалось о нарушении сроков поставки согласно претензии исх. N 02-355 от 30.01.2024.
09.02.2024 поставка совершена с очередными нарушениями.
09.02.2024 от Исполнителя поступило письмо с возражениями (исх. N 23-24 от 09.02.2024).
12.02.2024 направлен ответ (исх. N 02-592 от 12.02.2024) на письмо N 23-24 от 09.02.2024 год.
14.02.2024 направлена претензия (исх. N 02-839 от 14.02.2024) с описанием всех причин о нарушений условий Контракта.
14.02.2024 поступило письмо от Исполнителя (исх. N 25-24 от 14.02.2024).
16.02.2024 направлен ответ N 02-697 от 16.02.2024 года на письмо Исполнителя.
19.02.2024 осуществлена поставка и приемка части товара по контракту УПД N 48-1 от 19.02.2024 года.
Так как по состоянию на 27.02.2024 поставка товара в полном объеме не была произведена Поставщиком, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что согласно УПД N 48-1 от 19.02.2024 Поставщиком были полностью исполнены свои обязательства по поставке на общую сумму 330 340 рублей и поставлены товары надлежащего качества по позициям 2, 4 ,5 Технического задания.
При исполнении Контракта Поставщик осуществлял все необходимые меры,направленные на исполнение обязательств, в частности от производителя товара: средство дезинфицирующее "Альфастерил-Гликоль", 31.01.2024 был получен ответ, что указанный товар будет доступен к отгрузке не ранее конца апреля текущего года, от производителя товара: термометр электронный для контроля холодовой цепи "Термомер" по ТУ 9452-002-62672773-2014 "Термомер-СТС", 09.02.2024 был получен ответ, что указанный товар не доступен к отгрузке для данного Заказчика.
В связи с чем, Поставщик, письмом N 23-24 от 09.02.2024 предложил Заказчику в соответствий с ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе рассмотреть возможность замены товара на любой товар по выбору Заказчика, имеющий улучшенные характеристики в соответствии с порядком, установленным п. 4.2 Контракта, однако, указанное предложение осталось без рассмотрения.
Также письмом N 25-24 от 14.02.2024 Поставщиком было повторно предложено осуществить замену товара на товар, имеющий улучшенные характеристики, но и данное предложение осталось без ответа со стороны Заказчика.
Комиссия Управления отмечает, что Контракт исполнен на сумму 330 340,00 руб., при цене Контракта 396 082,55 руб.
Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из АИС "Портал поставщиков" Исполнителем заключено и исполнено более 212 государственных контрактов. Исполнитель ранее выполняло аналогичные контракты, то есть имеет необходимый опыт. Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать ГБУЗ "ДГП N 48 ДЗМ" во включении сведений в отношении ИП Саргсян А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации.
Исп.Гришина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 мая 2024 г. N 077/10/104-6751/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024