Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя: МГУ: Новожиловой О.П. (по доверенности от 28.12.2023 N443-23/010-50), ООО "Медрус": Сушкова А.С. (по доверенности от 14.05.2024 Nб/н), ООО "Ново Фотоникс": Есиной Е.С. (по доверенности от 28.05.2024 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "Медрус" (далее - Заявитель) на действия МГУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования (Система для микроскопии с двунаправленным селективным плоскостным освещением) для МНОЦ МГУ имени М.В. Ломоносова (ИД 67167) (Закупка N 0373100040124000300) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-24448 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) при проведении аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Перед началом рассмотрения жалобы Заявителем направлено ходатайство об ознакомлении с возражениями представленными Заказчиком в материалы дела. В ответ на данное ходатайство Комиссией Управления направлены на электронную почту Заявителя возражения Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2024 NИЭА1 заявка ООО "Ново Фотоникс" (идентификационный номер заявки 180) признана соответствующей положениям извещения о проведении аукциона.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных 2024-24448 3 медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в технической части извещения Заказчиком установлены требования к поставляемому товару "Система для микроскопии с двунаправленным селективным плоскостным освещением для получения и анализа объемных изображений просветленных образцов и прижизненной микроскопии".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, 2024-24448 4 документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Комиссией Управления установлено, что в составе заявки ООО "Ново Фотоникс" представлены сведения о предлагаемой к поставке продукции, а также указана страна происхождения товара - Россия.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалоб. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя указал, что в составе заявки ООО "Ново Фотоникс" представлены недостоверные сведения относительно страны происхождения товара, поскольку на территории Российской Федерации не производится данный высокотехнологичный, инновационный аппарат, требуемый Заказчику. При этом исходя из анализа сведений, размещенных на сайте ООО "Ново Фотоникс" следует, что ООО "Ново Фотоникс" не выпускает продукцию соответствующую характеристикам установленным Заказчиком в технической части извещения. Кроме того на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя указал, что ООО "Ново Фотоникс" использует детали китайских производителей, что свидетельствует о том, что продукция не может расцениваться как произведенная в России. При этом представитель Заявителя отметил, что с учетом декларирования ООО "Ново Фотоникс" своей продукции как российской и наличия в требованиях Заказчика указания на программное обеспечение Заказчик обязан был установить запрет в допуске товаров предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вместе с тем Заказчиком данный запрет не установлен.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 2024-24448 5 победителем закупки к поставке предложен товар "Система для микроскопии с двунаправленным селективным плоскостным освещением для получения и анализа объемных изображений просветленных образцов и прижизненной микроскопии" представлена информация о конкретных показателях товара, а также продекларирована страна происхождения Россия.
Также Заказчиком направлялся запрос в адрес ООО "Ново Фотоникс", при этом согласно ответу от 27.05.2024 исх. 27052024-2 страной происхождения предлагаемого к поставке товара: системы для микроскопии с двунаправленным селективным плоскостным освещением для получения и анализа объемных изображений просветленных образцов и прижизненной микроскопии, является Российская Федерация. Производителем научного оборудования - системы для микроскопии с двунаправленным селективным плоскостным освещением для получения и анализа объемных изображений просветленных образцов и прижизненной микроскопии, является ООО "Нова Фотоникс". Кроме того, представитель Заказчика добавил, что Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность участника закупки представлять в составе заявки на участие в аукционе информацию, подтверждающую достоверность сведений в отношении в том числе товаров, предлагаемых участником к поставке, а также обязанность Заказчика по проверке достоверности таких сведений, ввиду чего у комиссии Заказчика не было правовых оснований для признания заявки ООО "Нова Фотоникс" не соответствующей требованиям Технического задания.
Также на заседании Комиссии Управления представитель ООО "Нова Фотоникс" подтвердил, что страной происхождения продукции производимой ООО "Нова Фотоникс" является Российская Федерация. Комиссия Управления отмечает, что информация, размещаемая производителем на своем сайте, в первую очередь, носит информационный характер и не всегда может быть актуальна и отражать действительные характеристики товара, поскольку последний может претерпеть модификацию, изменяющую его свойства и функциональные качества, о чем своевременно может быть и не отражено на сайте производителя. При этом сведения на сайте носят рекламный характер и не являются официальной публичной офертой. Комиссия Управления также считает необходимым отметить, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7). Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у комиссии Заказчика не имелось, 2024-24448 6 неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Доказательств обратного представителем Заявителя не представлено. При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П) и принципа стабильности публичных правоотношений, но также и принципов добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к ней заказчику необходимо располагать письменным документальным подтверждением наличия в составе заявки такого участника недостоверной информации. В то же время, как следует из материалов дела, в настоящем случае, такого подтверждения не представлено, а потому и правовых оснований к отклонению заявки участника у комиссии Заказчика не имелось, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
На основании вышеизложенного у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания комиссии Заказчика нарушившей требования Закона о контрактной системе. Кроме того в обосновании своих доводов представитель Заявителя, указывает на то, что извещение сформировано Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе ввиду неустановления Заказчиком запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Вместе с тем, указанный довод не может быть рассмотрен Комиссией Управления при рассмотрении жалобы на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, так как обжалование положений извещения, согласно п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе, возможно до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а не на этапе их рассмотрения.
В силу пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в 2024-24448 7 заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение комиссии Заказчика в части признания заявки ООО "Нова Фотоникс" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-24448 8
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Медрус" на действия комиссии МГУ необоснованной.
2.Жалобу в части обжалования положений извещения оставить без рассмотрения в соответствии п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе.
3.Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: Э.З. Гугава А.А. Кутейников Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-24448
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 мая 2024 г. N 077/06/106-7222/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024