Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Администрации Пыталовского муниципального округа (далее - Заказчик) в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "ТКФ" (адрес: 347927, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Пархоменко, д. 2, этаж 2, ком. 9б; ИНН 6154130473) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку и монтаж детского игрового оборудования на общественной территории между домами 4,6,8,10 на ул. Белорусской г. Пыталово (номер извещения: 0157300006723000047),
УСТАНОВИЛА:
20 мая 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТКФ" (адрес: 347927, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Пархоменко, д. 2, этаж 2, ком. 9б; ИНН 6154130473) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку и монтаж детского игрового оборудования на общественной территории между домами 4,6,8,10 на ул. Белорусской г. Пыталово (номер извещения: 0157300006723000047).
Рассмотрение сведений состоялось 27 мая 2024 года в 11 часов 00 минут, с учетом перерыва объявленного 24.05.2024 в 11.30, в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157300006723000047 о проведении аукциона в электронной форме - 24.12.2023 02:11.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 902 083,34 рубля.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.01.2024 NИЭА1, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, их них 2 (две) признаны соответствующими. Комиссия приняла решение признать победителем электронного аукциона участника закупки, подавшего заявку N 41, с предложением о цене контракта 1 376 854,12 рубля.
5) 29.01.2024 Заказчиком заключен контракт N 01573000067230000470001 на поставку и монтаж детского игрового оборудования на общественной территории между домами 4,6,8,10 на ул. Белорусской г. Пыталово с ООО "ТКФ", с ценой контракта 1 376 854,12 рубля.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта, Поставщик обязуется поставить и осуществить монтаж детского игрового оборудования на общественной территории между домами 4,6,8,10 на ул. Белорусской г. Пыталово (далее - Товар и монтаж игрового оборудования), в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), и со Спецификацией (Приложение N 2 к Контракту) и которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар и монтаж игрового оборудования в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 3.1. контракта место поставки и монтажа детского игрового оборудования:
- общественная территория между домами 4,6,8,10 на ул. Белорусской г. Пыталово.
Согласно пункту 3.2. контракта сроки поставки и монтажа товара: с 15 мая 2024 года по 15 июня 2024 года.
Согласно пункту 3.5. контракта Поставщик одновременно с передачей Товара передает Заказчику относящиеся к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производителем Товара и настоящим Контрактом. Скан-образы таких документов могут быть прикреплены Поставщиком к документу о приемке, предусмотренному пунктом 2.7. настоящего Контракта. К документу о приемке, прилагаются следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью :
- счет на оплату поставленного Товара;
- счет-фактура ;
- акт приемки товара;
- УПД или скан-образ накладной унифицированной формы N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
01.02.2023 (исх.N 294) Заказчик направляет Обществу запрос о предоставлении сертификатов на оборудование.
02.02.2024 (исх.N 02/02) Общество направляет Заказчику сертификаты.
06.02.2024 (исх. N333) Заказчик просит предоставить визуальные изображения оборудования с ссылкой на сайт производителя.
12.02.2024 (исх. N412) Заказчик просит в кратчайшие сроки предоставить документы на оборудование.
20.02.2024 (исх.N 541) Заказчик сообщает Обществу, что предлагаемое оборудование не имеет назначенный срок службы 10 лет и просит в срок до 26.02.204 предоставить информацию о готовности или неготовности поставить соответствующее условиям контракта оборудование.
28.02.2024 (исх. N 634) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения, поскольку предоставленные сертификат на оборудование содержат срок службы 5 лет, а по условиям контракта должно быть 10 лет.
06.03.2024 (исх. N06/03) Общество в ответ на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 634 от 28.02.2024, просят пересмотреть решение.
07.03.2024 Заказчик принял решение об отмене решения об одностороннем отказе.
При этом, Комиссия Псковского УФАС России отмечает следующее согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком в материалы дела не предоставлены документы, подтверждающие устранение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а именно предложение о поставке оборудования с сроком службы 10 лет (сертификаты).
07.05.2024 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе (до наступления возможного срока поставки 15.05.2024).
20.05.2024 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2. контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
07.05.2024 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
20.05.2024 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Согласно пояснений Общества в состав заявки были приложены сертификаты соответствия, подтверждающие, что ООО "ТКФ" является производителем детского игрового оборудования, его ассортимент, характеристики и сроки службы. Полный пакет документов и исчерпывающая информация об ООО "ТКФ", как о производителе оборудования, была предоставлена Заказчику в полном объеме и в срок.
01.02.2024 Заказчик запросил информацию о сроке эксплуатации детского игрового оборудования, а также подтверждение, что ООО "ТКФ" сможет обеспечить поставку оборудования со сроком эксплуатации оборудования 10 лет.
06.03.2024 ООО "ТКФ" пояснило, что срок службы 10 лет, превышает рассчитанные экспертной организацией, в результате инспекционного контроля, сроки эксплуатации оборудования, изготовляемого ООО "ТКФ", что подтверждалось сертификатами соответствия, и подтверждалось расчетами исходя из следующих факторов; срок службы краски 5 лет (BRAVA ACRYL 50 для детского игрового оборудования (вд-ак- 1050), срок службы фанеры, в соответствии с ГОСТом 3916.1-96 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия" также 5 лет. Изготовитель гарантирует соответствие качества, например фанеры требованиям стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения оборудования.; Гарантийный срок хранения фанеры марки ФК - 3 года, марки ФСФ - 5 лет со дня получения ее потребителем.
В связи с этим, ООО "ТКФ", как добросовестный производитель не имеет права подтверждать, что игровое оборудование, имеющее фанерные элементы, может служить 10 лет и вынуждены действовать строго в рамках документов, подтверждающих качество и срок службы, изготавливаемого оборудования. ООО "ТКФ" также пояснило Заказчику, что готово исполнить свои обязательства по контракту с учетом вышеуказанных технических характеристик изготавливаемого оборудования. ООО "ТКФ", как надежный производитель, который занимается производством детского игрового оборудования уже более 10 лет, несет гарантийные обязательства за изготовление и безопасность детского игрового оборудования и не может нарушить допустимые сроки службы оборудования. Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, следует отметить, законодатель, не ограничивая закупочные комиссии в праве проверять информацию, включенную в заявки участников на предмет достоверности, в том числе обращаясь к с запросами, не отменяет для заказчика обязанности принимать решение о несоответствии заявки участника закупки только при наличии однозначной, непротиворечивой информации, подтверждающей несоответствие.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемых целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно сведениям, из ЕИС раздел "реестр контрактов" у ИП заключено 43 контракта, из них 1 на исполнении. Сведения ранее о включении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Общества не поступали.
Комиссия, учитывая материалы дела, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, сведения в отношении Общества поступили впервые, а условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта и возможность взыскания обеспечения исполнения контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Администрации Пыталовского муниципального округа в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТКФ" (адрес: 347927, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Пархоменко, д. 2, этаж 2, ком. 9б; ИНН 6154130473), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку и монтаж детского игрового оборудования на общественной территории между домами 4,6,8,10 на ул. Белорусской г. Пыталово (номер извещения: 0157300006723000047), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 27 мая 2024 г. N РНП 060/06/95-172/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024