Резолютивная часть решения оглашена "28" мая 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено "31" мая 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в отсутствие представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Дом молодежи Тамбовской области" - (далее - ТОГБУ "Дом молодежи Тамбовской области", Заказчик) после перерыва 28.05.2024,
в отсутствие ИП уведомленного надлежаще,
рассмотрев жалобу (вх. от 21.05.2024 N 3690-ЭП/24) ИП (далее - Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Дом молодежи Тамбовской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0364500000324000012 на оказание услуги по организации и проведению курса тренингов и мастер-классов по психологической и юридической помощи молодёжи, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
16.05.2024 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0364500000324000012 на оказание услуги по организации и проведению курса тренингов и мастер-классов по психологической и юридической помощи молодёжи (далее также Конкурс). 24.05.2024 внесены изменения в извещение о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Дом молодежи Тамбовской области".
Дата и время окончания подачи заявок - 05.06.2024 12:00.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки и рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в нарушение постановления Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Заказчик представил письменные пояснениях по существу жалобы, в которых пояснил, что 24.05.2024 в порядок оценки и рассмотрения заявок на участие в конкурсе были внесены изменения в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Рассмотрение жалобы назначено на 27.05.2024, после объявленного перерыва продолжено 28.05.2024.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные и устные пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1.1 В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения данное Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона, согласно приложению N 1.
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 3 Постановления N 2604 для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из показателей оценки, в частности, показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Согласно пункту 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" данного пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" данного пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" данного пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком по критерию 2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации установлен детализирующий показатель - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта. Характеристика квалификации участников закупки N 1 (Общая цена исполненных участником закупки договоров):
"Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения:
где:
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком и равное 500 000 000,00 (пятьсот миллионов рублей);
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ".
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов".
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 000 000 рублей.
Исходя из изложенного, Заказчиком установлено "предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров" в размере 500 000 000 рублей, т.е. в размере, превышающем в 500 раз размер НМЦК.
В тоже время, Заказчиком не представлено правовое обоснование установления таких требований.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, ограничивает участников закупки, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок и является нарушением части 8 статьи 32 и пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
1.2 Заказчик установил в Порядке оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом договора" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" по детализирующему показателю - "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (п. 2.1.1) следующее:
"Оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов) на оказание услуг по организации и/или проведению культурно-массовых, спортивных и просветительских мероприятий (опытом, связанным с предметом контракта не являются техническое обеспечение или сервисное сопровождение мероприятий, услуги по организации участия заказчика в выставочно-ярмарочных мероприятиях (в том числе организация экспозиции / стенда заказчика), услуги по организации и/или проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, услуги по проведению информационной компании или продвижению)".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что поскольку в рассматриваемом конкурсе предметом контракта является оказание услуги по организации и проведению курса тренингов и мастер-классов по психологической и юридической помощи молодёжи, то установление предмета договора, оцениваемого по детализирующему показателю критерия оценки "Квалификация участников закупки", такого как "оказание услуг по организации и/или проведению культурно-массовых, спортивных и просветительских мероприятий", является несопоставимым и несоответствующим объекту закупки и предмету заключаемому контракта.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что указанное требование к предоставляемым в составе заявки документов о наличии у участников закупки опыта оказания услуг не связаны с предметом контракта, что является нарушением части 8 статьи 32 и пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта "в" пункта 28 Положения.
Жалоба Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованной.
2. В ходе поведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила нарушения Закона о контактной системе, выразившееся в следующем.
2.1 В проекте контракта в разделе VI "Ответственность сторон" Заказчиком установлено положение, противоречащее ч. 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 6.7 проекта контракта установлено: "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы".
Таким образом, пункт 9.7 проекта контракта противоречит требованиям ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2.2 "Техническое задание" (приложение к извещению о проведении закупки) содержит противоречащие друг другу требования о количестве участников курсов, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В Техническом задании установлено, в том числе следующее: п. 1.1 "Общие требования к проведению курсов тренингов и мастер-классов по психологической и юридической помощи для молодежи Тамбовской области": "Количество участников Курсов: 1000 чел. представители молодежи Тамбовской области в возрасте от 14 до 35 лет".
В разделе 2 "Формы и требования, предъявляемые к отчетной документации" установлено: "Исполнитель обязан выполнить следующие показатели результативности: 1. Количество участников мероприятий: не менее 1000 человек".
Информация о количестве участников является противоречащей, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая характер допущенного нарушения Комиссия Тамбовского УФАС России полагает необходимым выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП. обоснованной.
2. Признать Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Дом молодежи Тамбовской области" нарушившим ч. 3 ст. 7, п.11 ч.1 ст.42, ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе при проведении закупки N 0364500000324000012.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений требований Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель Комиссии |
Н.Е. Козлова |
Члены Комиссии |
Т.В. Четверткова |
|
К.А. Телкова |
|
|
|
|
|
|
Исп. Четверткова Т.В. Тел. 71-36-00 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 31 мая 2024 г. N 068/06/42-338/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024