Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии: <_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя Заказчика Прокуратуры УР <_> (доверенность от 22.05.2024 N5),
законного представителя ООО "Радуга" <_>.,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "Радуга" (ИНН 1841023897) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку кондиционеров с установкой (номер извещения в ЕИС - 0113100006424000012, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
26.04.2024 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 149 673,35 рублей.
06.05.2024- дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2024 NИЭА1 на участие в закупке была подана одна заявка ООО "Радуга", признанная соответствующей требованиям извещения.
Протоколом от 17.05.2024 Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
07.05.2024 в 16:53 Заказчик направил на подписание проект контракта.
16.05.2024 до 23:59 - регламентированный срок для подписания проекта контракта.
16.05.2024 в 12:20 Общество подписало контракт, однако обеспечение исполнения контракта во исполнении требований ст. 51 Закона о контрактной системе не прикрепило.
Согласно пояснениям Общества, причиной не предоставления обеспечения послужило то, что Общество впервые участвует в подобной процедуре, и интерфейс площадки не был изучен. Общество при подписании проекта контракта полагало, что после подписания будет возможно прикрепить файл платежного поручения, однако функционал площадки этого сделать не позволял. В этот же день 16.05.2024 Общество связалось с Заказчиком для уточнения выполнения требований закона по предоставлению обеспечения, однако Заказчик указал на невозможность направления обеспечения отдельно, в связи с чем вынужден признать Общество уклонившимся от заключения контракта.
17.05.2024 Заказчик разместил протокол признания ООО "Радуга" уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Обществом в регламентированный для подписания срок был подписан проект контракта на площадке, однако не было прикреплено обеспечение его исполнения в размере 30% в соответствии с требованиями извещения.
Вместе с тем, Общество в подтверждение своей добросовестности, а также реального намерения исполнить не подписанный контракт на поставку кондиционеров представило в материалы дела универсальный передаточный документ от 06.05.2024 NОФ/МСЦ000782 на закупку Обществом 5-ти кондиционеров "Aurum ARC09-WNTE2-кондиционер сплит", требуемые к поставке по контракту, на сумму 114 970,00 рублей.
Таким образом, Общество предпринимало действия, направленные на заключение контракта с Заказчиком, заблаговременно в день подведения итогов аукциона закупило товар, требуемый к поставке, тем самым проявив намерение на его исполнение, в связи с чем у Комиссии отсутствуют основания полагать, что Общество имело умысел на злостное уклонение от заключения контракта, и оснований для включения в РНП сведений об ООО "Радуга" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Радуга" (ИНН 1841023897) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку кондиционеров с установкой (номер извещения в ЕИС - 0113100006424000012) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 23 мая 2024 г. N 018/06/104-386/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024