Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
В отсутствии представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская детская городская поликлиника N3" (далее - Заказчик) - ходатайство от 28 мая 2024 г.;
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Охрана Сокол" (далее - ООО ЧОО "Охрана Сокол", Общество) - "_" (доверенность от 27 мая 2024 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 23 мая 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО ЧОО "Охрана Сокол" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО ЧОО "Охрана Сокол" допущены нарушения условий по контракту от 20 марта 2024 года N 0134200000123000010 на оказание охранных услуг (физическая охрана) (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ООО ЧОО "Охрана Сокол" в Реестр.
ООО ЧОО "Охрана Сокол" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также документы, запрашиваемые в уведомлении N 038/577/24 от 23 мая 2024 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что 22 февраля 2024 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 22.02.2024 N0334300016824000004".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 389 289 рублей 60 копеек.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.03.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка (ООО ЧОО "Охрана Сокол"), на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся.
20 марта 2024 г. между Заказчиком и ООО ЧОО "Охрана Сокол" заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказать охранные услуги (услуги по охране объектов и имущества, а также обеспечению внутри объектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности), предусмотренный (предусмотренные) статьей 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации") (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.".
Цена Контракта составляет 389 289 рублей 60 копеек.
Срок выполнения работ установлен пунктом 1.2 Контракта "Сроки оказания услуг: с 01.04.2024 по 30.06.2024 (рабочие дни с 08:00 до 19:00, суббота, выходные и праздничные дни с 09:00 до 15:00).".
Из представленных на обозрение Комиссии Заказчиком документов установлено следующее.
01, 03, 04, 05, 06, 08, 09, 10 и 23 апреля 2024 г. ООО ЧОО "Охрана Сокол" не выставлен пост охраны на объекте, предусмотренном Контрактом.
В связи с чем, в указанные даты Заказчиком составлены акты о нарушении обязательств по Контракту.
Доказательств, подтверждающие наличие сотрудников Общества на охраняемом объекте в вышеназванные даты, ООО ЧОО "Охрана Сколол" на обозрение Комиссии не представило.
Комиссией установлено, что посредством ЕИС заказчиком направлены претензии в адрес Общества 08, 11 и 27 апреля 2024 г., также, Заказчик посредством электронной почты направлял претензии 01, 11, 17, 26, 27 апреля Обществу.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в пункте 11.4 Контракта "Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.".
В результате нарушения Обществом обязательств по Контракту, а именно, отсутствием на объекте 01, 03, 04, 05, 06, 08, 09, 10 апреля 2024 г., Заказчиком 12 апреля 2024 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Указанное решение Заказчиком отменено в ЕИС 16 апреля 2024 г.
Из пояснений Заказчика установлено, что решение от 12 апреля 2024 г. отменено по причине выявленной технической ошибки - решение об одностороннем отказе было размещено не от имени лица, имеющего право действовать от имени Заказчика.
16 апреля 2024 г. Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Заказчика.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
23 апреля 2024 г. ООО ЧОО "Охрана Сокол" вновь нарушены обязательства по Контракту.
Нарушение выразилось в отсутствии поста охраны на объекте, предусмотренном Контрактом, в период с 08:00 до 11:30, о чем Заказчиком было составлено письмо N174 и направлено в адрес Общества.
На обозрение Комиссии не представлены документы, опровергающие данный факт.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения Контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 29 апреля 2024 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из представленных на обозрение Комиссии ООО ЧОО "Охрана Сокол" установлено следующее.
В соответствии с приложением N2 к Контракту "Требования к качеству оказываемых услуг: соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки:
Наличие копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Главы 2 ФЗ-99 от 04.05.2011года "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1(ред. от 03.07.2016) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.07.2016) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".".
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной охранной деятельности, Закон N 2487-1), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Статьей 12.1 Закона о частной охранной деятельности предусмотрено, что действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны.
Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждены Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2020 N 61067).
В соответствии с пунктом 2.2.1 Контракта Заказчик обязан "Обеспечить Исполнителя информацией, помещениями и техническими средствами, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, оборудовать рабочие места (посты) на объекте согласно Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту).".
В соответствии с пунктом 2.1.6 контракта Исполнитель обязан "Разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) дней до начала оказания охранных услуг.".
На обозрение Комиссии было представлено письмо Общества от 18 марта 2024 г. в котором ООО ЧОО "Охрана Сокол" запросило у Заказчика в соответствии с пунктом 2.2.1 Контракта информацию, необходимую для оказания охранных услуг и в том числе для разработки, согласования и утверждения должностной инструкции охранника на объекте охраны.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчик на указанное письмо не ответил, запрашиваемые документы и информация в нарушение требований пункта 2.2.1 Контракта Обществу не были предоставлены.
Вместе с тем, 30 марта 2024 г. с целью своевременного исполнения обязательств по Контракту Общество разработало и направило для согласования в адрес Заказчика должностную инструкцию охранника на объекте охраны без учета запрошенной информации и документов.
Инструкция Заказчиком согласована была только 23 апреля 2024 г.
Однако, 23 апреля 2024 г. Заказчик направил в адрес Общества письмо о том, что отзывает свое согласование должностной инструкции.
После исправления замечаний, установленных Заказчиком, ООО ЧОО "Охрана Сокол" направило повторно 23 апреля 2024 г. должностную инструкцию для согласования в адрес Заказчика.
На момент рассмотрения обращения должностная инструкция Заказчиком не утверждена, новые замечания в адрес Общества не направлялись.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО ЧОО "Охрана Сокол" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО ЧОО "Охрана Сокол", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО ЧОО "Охрана Сокол", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Охрана Сокол" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Охрана Сокол" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Охрана Сокол" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 30 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024