Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2024 г.
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2024 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
в отсутствии представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Зиминская городская больница" (далее - Заказчик) - ходатайство N 1472 от 27 мая 2024 г.
при участии единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "СИБГАРАНТ" (далее - ООО "СИБГАРАНТ", Подрядчик, Общество) - "_";
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "СИБГАРАНТ" - "_"
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение Заказчика о включении сведений в отношении ООО "СИБГАРАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 21 мая 2024 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "СИБГАРАНТ" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "СИБГАРАНТ" допущены существенные нарушения условий по контракту от 03 апреля 2023 г. N 075-ЭА/23 на выполнение работ по капитальному ремонту здания городской поликлиники, расположенного по адресу: г. Зима, мкр. Ангарский, 1А (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "СИБГАРАНТ" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/571/24 от 21 мая 2024 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 22 февраля 2023 г. в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 22.02.2023 N0134200000123000804".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 215 370 руб. 00 коп.
21 марта 2023 г. Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2023 NИЭА1, согласно которому победителем признано ООО "СИБГАРАНТ".
03 апреля 2023 г. между Заказчиком и ООО "СИБГАРАНТ" заключен Контракт.
Цена Контракта составляет 24 688 448 руб. 75 коп.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика, выполнить работы по капитальному ремонту здания городской поликлиники, расположенного по адресу: г. Зима, мкр. Ангарский, 1А (далее - Работы), в объеме, установленном в Технической документации (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта "Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с момента заключения Контракта по 20 ноября 2023 года".
Таким образом, срок исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом является период с 03 апреля 2023 г. по 20 ноября 2023 г.
При рассмотрении обращения, Комиссией установлено следующее.
Исходя из письменных пояснений Заказчика, сразу после заключения Контракта Подрядчик приступил к выполнению демонтажных работ, которые были окончены в конце мая 2023 г., после чего работы были приостановлены.
26 июля 2023 г., 01 августа 2023 г., 21 августа 2023 г. Заказчик направил Подрядчику письма с требованием сообщить информацию о ходе выполнения работ, после чего Подрядчик продолжил исполнение работ.
04 сентября 2023 г. Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо с требованием направить на объект представителей проектной организации, строительного и технического надзора для решения проблем и внесения изменений в проектную документацию ввиду обнаружения недостатков, мешающих выполнению работы надлежащим образом.
Ответа на данное письмо не последовало, в связи с чем 13 сентября 2023 г. Подрядчик повторно направил письмо Заказчику.
20 сентября 2023 г. Общество направило письмо в адрес Заказчика, в котором уведомил Заказчика о приостановлении работ в связи с обнаружением независящих обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок.
03 ноября 2023 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором указывает, что рабочая документация не позволяет выполнить монтажные работы должным образом, в связи с чем потребуется принятие и согласование технический решений со стороны Заказчика. Приложением к данному письму Общество направило ведомость на дополнительные работы для устранения недостатков.
08 ноября 2023 г. Общество повторно направило письмо в связи с отсутствием ответа от Заказчика.
23 января 2024 г. Обществом было направлено в адрес Заказчика письмо с просьбой направить утвержденную редакцию проектно-сметной документации на согласование.
31 января 2024 г. Подрядчиком было направлено письмо Заказчику с информацией о том, что проектной документацией с изменениями в его адрес не поступало, в связи с чем Подрядчик не может выполнять работу.
07 февраля 2024 г. была создана Комиссия с представителями Заказчика и Подрядчика, в результате чего был сформирован Протокол N1, содержащий необходимые действия для устранения недочетов и продолжения выполнения работ.
Далее между Обществом и Заказчиком велась переписка по решению оставшихся вопросов, касающихся вывоза мусора, доставки бетона, стоимости дополнительных работ и подготовки дополнительного соглашения на дополнительные работы.
08 мая 2024 г. Заказчик направил письмо в адрес Подрядчика с требованием направить пакет документов по фактически выполненным работам для определения объема выполненных работ.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена статьей 9 Контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 08 мая 2024 г.
15 мая 2024 г. Общество направило в адрес Заказчика возражения на Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором указывает на то, что работы выполняются в возможном темпе, имеются расхождения между фактическими обстоятельствами и условиями Контракта.
17 мая 2024 г. был произведен комиссионный осмотр фактически выполненных работ, согласно которому был произведен осмотр и обмер работ по вентиляционной системе, демонтажным и отделочным работам по полам, стенам, потолкам, электромонтажных работ, а также просчитано оборудование, которое не смонтировано и передается Заказчику как материал.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 20 мая 2024 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Представитель ООО "СИБГАРАНТ" пояснил Комиссии, что в ходе выполнения работ, выявлялись недостатки проектной документации несоответствия объемов по Контракту, фактическим объемам работ, но тем не менее работы, которые возможно было исполнить исполнялись. В свою очередь, на момент начала работ, Общество не могло знать о необходимости проведения дополнительных работ, следовательно, появилась необходимость согласования цены выполнения работ.
На обозрение Комиссии были представлены письма, направленные Подрядчиком в адрес Заказчика, акт осмотра от 17 мая 2024 г. и иные документы.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности ООО "СИБГАРАНТ".
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "СИБГАРАНТ", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "СИБГАРАНТ", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СИБГАРАНТ" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "СИБГАРАНТ" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "СИБГАРАНТ" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 31 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024