Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: *, *, *, рассмотрев заявление заказчика в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет путей сообщения" (вх. N 10410-ЭП/24 от 20.05.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЦЭМ-М", исполнителе по контракту N 06-890/2023 от 12.07.2023 г. на поставку серверов для учебных лабораторий "Программно-аппаратные средства защищенных информационных систем", "Сети и системы передачи информации" кафедры "ИТ и ЗИ" (извещение N 0362100010023000237), в части соблюдения требований ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), Постановления Правительства от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства от 01.10.2020 N 1576) посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-30 при участии представителей:
- заказчика в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет путей сообщения" - *, - заинтересованного лица ООО "ЦЭМ-М" - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет путей сообщения" (вх. N 10410-ЭП/24 от 20.05.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЦЭМ-М", исполнителе по контракту N 06-890/2023 от 12.07.2023 г. на поставку серверов для учебных лабораторий "Программно-аппаратные средства защищенных информационных систем", "Сети и системы передачи информации" кафедры "ИТ и ЗИ" (извещение N 0362100010023000237).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заслушав доводы представителей заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам. 20.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N 0362100010023000237 на поставку серверов для учебных лабораторий "Программно-аппаратные средства защищенных информационных систем", "Сети и системы передачи информации" кафедры "ИТ и ЗИ". Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 860 000,00 рублей. Контракт N 06-890/2023 от 12.07.2023 г. на поставку серверов для учебных лабораторий "Программно-аппаратные средства защищенных информационных систем", "Сети и системы передачи 2 информации" кафедры "ИТ и ЗИ" был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством.
Дата заключения контракта - 12.07.2023 г.
Согласно п. 1.1 Контракта, в соответствии с настоящим контрактом Поставщик обязуется осуществить Заказчику поставку серверов для учебных лабораторий "Программно-аппаратные средства защищенных информационных систем", "Сети и системы передачи информации" кафедры "Информационные технологии и защита информации" (далее - "товар") в количестве и по цене согласно спецификации (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
На основании п. 1.3 Контракта, место доставки:
г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66, аудитория Б4-113.
Цена контракта, указанная в пункте 2.1 настоящего Контракта, является твердой и не подлежит изменению в течение всего срока действия настоящего Контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Контракта, цена единицы товара и стоимость товара определяются спецификацией (приложение N 1 к настоящему контракту). Стоимость по настоящему контракту составляет 4 766 937 (четыре миллиона семьсот шестьдесят шесть тысяч девятьсот тридцать семь) рублей 87 копеек, НДС не облагается.
В силу п. 3.1 Контракта, поставка товара осуществляется Поставщиком с 01.03.2024 г. по 30.03.2024 г.
Согласно п. 4.1.1 Контракта, поставщик обязуется поставить товар в соответствии с условиями п.3 настоящего контракта.
На основании п. 4.1.4 Контракта, поставщик гарантирует, что поставляемый Товар является качественным, новым (не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) и соответствует требованиям, установленным настоящим Контрактом. На Товаре не должно быть механических повреждений. Поставляемый Товар должен соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, техническим регламентам, санитарным нормам. Товар должен отвечать требованиям качества, безопасности и другим требованиям, предъявленным законодательством Российской Федерации и Контрактом. Товар должен быть поставлен в упаковке (таре), обеспечивающей защиту Товара от повреждения, загрязнения или порчи во время транспортировки.
В соответствии с п. 4.4.1 Контракта, заказчик вправе: требовать от Поставщика надлежащей поставки товара, соответствующего качеству и срокам его поставки и иным требованиям, предусмотренным настоящим контрактом. сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 4.4.7, 4.4.7.1 Контракта, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. В случае принятия Заказчиком предусмотренного частью 4.4.7 Контракта решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, порядок расторжения регулируется Сторонами на основании ч. 12.1. ст. 95 Федерального Закона N 44-ФЗ.
В силу п. 10.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.05.2024 г. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по 3 основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 06.05.2024 г. Датой надлежащего уведомления считается 06.05.2024 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку надлежащее уведомление Исполнителя о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 17.05.2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято на основании того, что в рамках предусмотренного контрактом срока оборудование исполнителем поставлено не было. Представитель заинтересованного лица пояснил, что исполнителем по контракту были предприняты действия, направленные на исполнение контракта, в частности был размещен заказ N С/Ц1501 от 15.01.2024 г. в ООО "Кубитек" на поставку необходимого оборудования, согласно которому срок поставки составлял 8 недель с момента заключения договора, однако письмом исх. N 2024041201 от 4 12.04.2024 г. ООО "Кубитек" уведомило исполнителя по контракту о невозможности поставки оборудования по заказу N С/Ц1501 от 15.01.2024 г. в связи с отсутствием у производителя оборудования АО "Ситроникс" необходимых комплектующих для сборки серверов.
Также, указанным письмом ООО "Кубитек" сообщило о том, что срок появления комплектующих у производителя не обозначен, аналогично оборудование данного производителя предложить невозможно. В связи со сложившимися обстоятельствами, исполнителем по контракту в адрес заказчика было направлено письмо исх. N 27/УЦ от 27.03.2024 г. с предложением заменить оборудование производителя АО "Ситроникс" на аналогичное оборудование производителя АО "Рикор Электроникс" с улучшенными характеристиками, однако, письмом исх. N 1170-041 от 29.03.2024 г. заказчик выразил отказ в замене предлагаемого к поставке оборудования, сославшись на несоответствие данного оборудования требованиям Контракта. Исполнитель по контракту ознакомился с указанным письмом, и ответным письмом от 01.04.2024 г. уведомил заказчика о соответствии предлагаемого к поставке оборудования требованиям Контракта, что подтверждается письмами производителя АО "Рикор Электроникс" исх. N Г36/1963 от 12.10.2023 г. и Г36/241 от 03.04.2023 г. Заказчик письмом исх. N 1243-041 от 04.04.2024 г. повторно отказал в замене предлагаемого к поставке оборудования, в также разместил претензию исх. N 1254-104 от 04.04.2024 г. и
установил
срок поставки до 26.04.2024 г. Исполнитель по контракту 10.04.2024 г. обратился в ООО "Кубитек" с просьбой предоставления информации о сроках ранее заказанного оборудования. В ответ на указанное обращение ООО "Кубитек" письмом исх. N 2024041201 от 12.04.2024 г. сообщило о том, что у производителя АО "Ситроникс" на данный момент все еще отсутствуют комплектующие для сборки оборудования в связи с введенными санкциями, сроки поставки неизвестны. Учитывая сложившуюся ситуацию, исполнитель по контракту обратился к поставщикам ООО "Норбел" и ООО "РИТ" с просьбой поставить оборудование производителя АО "Ситроникс". На указанные обращения были получены отказы в связи с отсутствием у производителя комплектующих для сборки, что подтверждается письмами ООО "Норбел" исх. б/н от 24.04.2024 г., ООО "РИТ" исх. N 18 от 22.04.2024 г. Письмом исх. N 33/УЦ от 24.04.2024 г. исполнитель по контракту уведомил заказчика о невозможности поставки указанного в Контракте оборудования, также выразил готовность поставить оборудование с улучшенными характеристиками, однако, 06.05.2024 г. заказчиком было принятом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с 5 мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По обстоятельствам дела Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ЦЭМ-М" были приняты действия, направленные на исполнение контракта, в действиях заинтересованного лица не усматривает намерения в уклонении от исполнения контракта, а также не усматривает недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок.
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "ЦЭМ-М" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет путей сообщения" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * * Члены Комиссии *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 мая 2024 г. N РНП-066/06/104-1719/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024