Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (вх. N 10409-ЭП/24 от 20.05.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СТРОЙГАРАНТ", исполнителе по контракту N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. на поставку моноблоков (извещение N 0362100010023000254), в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а также, проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-00 при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный университет путей сообщения" - *,
- в отсутствие представителей заинтересованного лица ООО "СТРОЙГАРАНТ", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (вх. N 10409-ЭП/24 от 20.05.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СТРОЙГАРАНТ", исполнителе по контракту N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. на поставку моноблоков (извещение N 0362100010023000254).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576.
Заслушав доводы представителей заказчика, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
28.06.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку моноблоков (извещение N 0362100010023000254).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 12 796 000,00 рублей.
Контракт N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. на поставку моноблоков был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 08.08.2023 г.
В соответствии п. 1.1. контракта N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. в соответствии с настоящим контрактом Поставщик обязуется осуществить Заказчику поставку моноблоков (далее - "товар") в количестве и по цене согласно спецификации (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Цена единицы товара и стоимость товара определяются спецификацией (приложение N 1 к настоящему контракту). Стоимость по настоящему контракту составляет 12 732 020 (двенадцать миллионов семьсот тридцать две тысячи двадцать) рублей 00 копеек, НДС не облагается (п. 2.1. контракта N 07-962/2023 от 08.08.2023 г.).
В соответствии п. 3.1. контракта N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. поставка товара осуществляется Поставщиком с 01.02.2024 по 29.02.2024 года.
Пунктом 4.1. контракта N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. определены обязанности поставщика, а именно:
Поставщик обязуется:
4.1.1. Поставить товар в соответствии с условиями п.3 настоящего контракта.
4.1.2. Не позднее, чем за 24 часа до момента поставки товара должен уведомить Заказчика письменно о планируемой отгрузке. Сообщение должно содержать ссылку на реквизиты Контракта, а также дату и планируемое время отгрузки. Сообщение направляется Заказчику одним из способов, указанных в разделе 6 настоящего Контракта.
4.1.3. Не позднее 5-ти календарных дней до начала приемки товара, предоставить Заказчику информацию, о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств в письменном виде одним из способов, указанных в разделе 6 настоящего Контракта, путем направления подтверждающих документов (N___ дата платёжного поручения (в случае перечисления денежных средств, и (или) копию независимой гарантии) для осуществления Заказчиком проверки поступления денежных средств на счет последнего, и (или) проверки независимой гарантии на соответствие закона.
4.1.4. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар является качественным, новым (не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) и соответствует требованиям, установленным настоящим Контрактом.
На Товаре не должно быть механических повреждений.
Поставляемый Товар должен соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, техническим регламентам, санитарным нормам.
Товар должен отвечать требованиям качества, безопасности и другим требованиям, предъявленным законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Товар должен быть поставлен в упаковке (таре), обеспечивающей защиту Товара от повреждения, загрязнения или порчи во время транспортировки.
4.1.5. Подтвердить качество товара сертификатом соответствия и качественным удостоверением. Товар должен быть произведен в соответствии с ГОСТом.
4.1.6. Нести все расходы по замене дефектного товара, выявленного Заказчиком в течение 12 (двенадцати) месяцев, с момента поставки товара, но не менее гарантии, установленной производителем. Гарантийное облуживание должно включать в себя выезд специалиста в течение 3 (трех) рабочих дней после поступления заявки Заказчика, по месту поставки товара, указанного в п. 1.3. Контракта, и включать в себя вывоз, ремонт или замену вышедших из строя элементов конструкций за счет Поставщика. В случае невыполнения требования Заказчика в части вывоза, ремонта или замены дефектного товара, Заказчик вправе приобрести товары надлежащего качества у других лиц с отнесением на Поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.
Гарантийный срок на Товар в данном случае продлевается на период устранения дефектов.
4.1.7. Вывезти товар, не принятый Заказчиком по качеству, сроку годности, наличию дефектов и брака и находящийся на ответственном хранении у Заказчика в течение 5 (пяти) календарных дней после письменного уведомления Заказчика об этом Поставщика. При этом Заказчик, осуществляющий ответственное хранение товара в соответствии с настоящим пунктом, вправе требовать от Поставщика возмещения понесенных расходов, в связи с принятием товара на ответственное хранение.
4.1.8. Соблюдать требования Постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Тюменской области", находясь на территории образовательного учреждения - Заказчика, до его отмены.
4.1.9. В случае изменения расчетного счета в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику, указав новые реквизиты расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем Контракте счет Поставщика, несет Поставщик.
Исходя из пояснений представителей Заказчика, в период, предусмотренный условиями контракта, поставка товара так и не была осуществлена в полном объеме. По настоящий момент товар у Заказчика в полном объеме отсутствует, что, по мнению представителя Заказчика, недопустимо в рамках надлежащего исполнения обязательств. С момента заключения контракта прошло уже 6 месяцев.
Длительное время Заказчик с Поставщиком ввел переписку, ООО "СТРОЙГАРАНТ" предлагал расторгнуть контракт по соглашению сторон, что для Заказчика является неприемлемым.
В адрес поставщика была направлена претензия и установлены были дополнительные сроки поставки (до 27.04.2024 г.), однако в установленный срок товар так и не был поставлен.
Возражая относительно позиции Заказчика, представитель заинтересованного лица в своих письменных объяснениях указал, что производитель РДВ Технолоджи сообщил о высокой загруженности по производству моноблоков. В целях соблюдения сроков поставки товара и в связи с высокой загруженностью компании по производству моноблоков РДВ Технолоджи, ООО "СТРОЙГАРАНТ" попросил Заказчика рассмотреть возможность приобретения моноблоков (состоящих в реестре Минпромторг) российского производителя ГК Бештау с улучшенными характеристика и более низкой стоимостью.
14.11.2023 г. и 22.11.2023 г. ООО "СТРОЙГАРАНТ" направлены письма Заказчику с просьбой согласовать замену моноблоков на более лучшие характеристики, однако ответа на предложение не поступало.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что доказательств, подтверждающих у РДВ Технолоджи высокая загруженность по производству моноблоков на рассмотрение данного заявления не представлено.
Кроме того, Комиссия, проанализировав технические характеристики, предложенного на замену товара на предмет соответствия спецификации на поставку моноблоков Приложения N 1 к контракту, пришла к выводу, предложенные характеристики на замену товара не в полном объеме соответствуют данной спецификации.
Комиссия, изучив имеющиеся информацию и документы, выслушав позицию Заказчика, приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих наличие непредвиденных обстоятельств, препятствующих ООО "СТРОЙГАРАНТ" исполнить надлежащим образом обязательства по контракту N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. в регламентированный срок в адрес Комиссии не представлено.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд Заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что ООО "СТРОЙГАРАНТ" были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.1. контракта N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.05.2024 г.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 06.05.2024 16:33 (МСК). Датой надлежащего уведомления считается 06.05.2024 16:33 (МСК).
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление поставщика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений об ООО "СТРОЙГАРАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссией не выявлено.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что обязательства по контракту N 07-962/2023 от 08.08.2023 г. заинтересованным лицом не исполнены в полном объеме, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении ООО "СТРОЙГАРАНТ" при исполнении своих обязательств по указанному контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО "СТРОЙГАРАНТ" (ИНН *) (*) а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, учредителе * (ИНН *) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный университет путей сообщения", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
|
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 мая 2024 г. N РНП-066/06/104-1723/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024