Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
_____
при участии представителей сторон:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Васильева Артема Михайловича ____ по доверенности N 01 от 25.05.2024 г.,
от заказчика - государственного казенного учреждения "Прохладненский детский дом-интернат" Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики ____ по доверенности N 6 от 12.01.2024 г.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200010624000024 "Комплект оборудования для гончарной мастерской", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ИП Васильева А.М. на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Комплект оборудования для гончарной мастерской".
Согласно доводам жалобы, заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки. Совокупность установленных заказчиком характеристик указывает на единственный вариант поставки - печь марки TempRa TM 48, и гончарный круг Горшеня.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 12 мая 2024 года было размещено извещение N0304200010624000024 о проведении электронного аукциона "Комплект оборудования для гончарной мастерской" с начальной (максимальной) ценой контракта - 466 441,50 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 23.05.2024 09:00; дата подведения итогов определения поставщика - 24.05.2024.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению об осуществлении закупи объектом закупки является поставка оборудования для обучения трудовым процессам по коду ОКПД2 32.99.53.110, перечень которого состоит из 8 позиций.
Так, по позиции "Печь для обжига керамики" установлено: вместимость (объем) не менее 48 и не более 50 литров. Максимальная температура обжига не более 1320 градусов. Средняя рабочая температура не менее 1250 градусов. Сила тока не более 17А.Мощность не более 3,8 кВт. Напряжение 220 В. Тип термопары S (тпп). Внутренний диаметр не менее 42 и не более 45 см. Внутренняя высота камеры не менее 34 и не более 38 см. Диаметр не менее 42 и не более 45 см.В комплектацию должен входить программный терморегулятор. Гарантия на печь не менее 2 лет.
По позиции "Гончарный круг с аккумулятором" установлено: Диаметр круга не менее 80 и не более 90 мм. Скорость вращения от 0 до 210 об/мин. Блок питания не менее 12 В. Сила тока не более 3 А. В наличии должен быть регулятор скорости вращения. Наличие реверса. Пины для крепления батов не менее 2 штук. В комплект так же должны входить баты (быстросъемные подставки для формования) не менее 3 штук. Аккумулятор должен быть оснащен дисплеем. Корпус аккумулятора должен быть выполнен из высококачественного пластика для легкости и прочности. Устройство, для удобства использования должно быть оснащено дисплеем, отображающим оставшуюся емкость аккумулятора в реальном времени. Устройство должно иметь защиту от перегрева, перезарядки, а так же от скачков напряжения. В комплектацию к аккумулятору должен входить USB-DC кабель для подключения к гончарному кругу. Емкость аккумулятора не менее 20000 мАч. Максимальный выходной ток не менее 3А.
Между тем, заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие на товарном рынке не менее двух производителей закупаемых товаров по рассматриваемым позициям с характеристиками, установленными при описании объекта закупки. Заказчиком не представлено также обоснование необходимости установления требований к указанным характеристикам в соответствии со спецификой использования таких товаров.
Согласно п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика, установившего при описании объекта закупки требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, нарушают положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Комиссией установлено, что код ОКПД2 32.99.53.110 "Оборудование для обучения трудовым процессам" включен в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в приложение N1 к приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Между тем, извещение об осуществлении закупки не содержит информацию об условия, ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, что нарушает пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику.
Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В нарушение вышеприведенной нормы разъяснения положений извещения о проведении электронного аукциона, размещенные заказчиком 15 и 16.05.2024 г., не содержали предмета запроса, поступившего от участника закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Васильева Артема Михайловича обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 мая 2024 г. N 007/06/42-439/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024