Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2024
В полном объеме решение изготовлено 31.05.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения гражданина, содержащего признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0369300069924000009 на приобретение нежилого здания - модульного Дома культуры в с. Петропавловка Уйского муниципального района путем инвестирования с целью организации досуга по интересам разных категорий населения (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом Уйского муниципального района" Замотохина А.В, действующего на основании Распоряжения N 316к от 01.11.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.05.2024 поступило обращение ООО "Техномодуль" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369300069924000009 на приобретение нежилого здания - модульного Дома культуры в с. Петропавловка Уйского муниципального района путем инвестирования с целью организации досуга по интересам разных категорий населения (далее- аукцион).
Согласно представленным документам 27.04.2024 МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом Уйского муниципального района" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 110 000 000,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 08.05.2024.
На момент рассмотрения обращения ООО "Техномодуль" контракт N 0369300069924000009 от 24.05.2024 заключен с ООО "МОНТАЖ2020".
На заседании комиссии заказчик представил письменные пояснения и документы и указал, что предметом закупки является купля-продажа недвижимости путем инвестирования в строительство, в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств доведены на указанные цели с указанием способа приобретения недвижимости, описание объекта закупки сформировано без использования структурированной формы, так как объект закупки не предусмотрен в каталоге товаров, работ, услуг. Требования к содержанию и составу заявки позволяют надлежащим образом оформить предложение участнику закупки.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг реальной, а не мнимой потребности заказчика.
Как установлено при рассмотрении жалобы предметом закупки является приобретение нежилого здания - модульного Дома культуры в с. Петропавловка Уйского муниципального района путем инвестирования в строительство.
Так, в пункте 2.2 проекта контракта установлено, что по настоящему контракту застройщик обязуется в предусмотренный настоящим контрактом срок своими силами либо силами третьих лиц и с привлечением финансовых средств инвестора построить (создать) нежилое здание. Результат инвестиционной деятельности - нежилое здание, расположенное на землях населенного пункта, находящегося по адресу: Челябинская область, Уйский район, с.Петропавловка с видом разрешенного использования "для проектирования и строительства клуба".
Кроме того, в указанном пункте предусмотрено, что настоящий контракт заключается по итогам аукциона в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В пункте 2.3 проекта контракта указано, что результатом инвестиционной деятельности по настоящему контракту является нежилое здание общей площадью не менее 583,6 кв. м согласно техническому заданию (Приложение N 1 к муниципальному контракту).
В соответствии с пунктом 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Пунктом 4 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" предусмотрено, что если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Таким образом, договор, который заключается по результатам проведения закупки, с учетом указанного заказчиком наименования предмета закупки, условий проекта контракта, описания объекта закупки, имеет правовую природу договора купли-продажи недвижимости, которая будет создана в будущем, в том числе с точки зрения результата исполнения обязательств, в соответствии с параграфом 1 главы 30 ГК РФ, при этом заказчик указывает, что данный договор заключается в рамках инвестиционной деятельности в сфере финансирования строительства с учетом Закона об инвестиционной деятельности.
Частью 3 статьи 4 Закона об инвестиционной деятельности предусмотрено, что заказчики - это уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.
Согласно части 4 статьи 13 Закона об инвестиционной деятельности перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.
Статьей 1 Закона об инвестиционной деятельности предусмотрено, что инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Таким образом, заключение договора на приобретение объектов капитального строительства путем инвестирования в строительство возможно при наличии инвестиционного проекта, который в том числе подразумевает наличие разработанной проектной документации.
Вместе с тем из описания объекта закупки не следует, что закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционного проекта, в том числе из устных и письменных пояснений заказчика следует, что такой проект отсутствует, равно как и проектная документация на строительство модульного дома культуры, что ставит под сомнение правомерность заключения контракта на приобретение объекта в рамках инвестиционной деятельности ввиду несоблюдения правовых и экономических оснований для осуществления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений при проведении закупки.
Следует отметить, что условия извещения о закупке также не содержат сведения о наличии у заказчика разработанной проектной документации для осуществления строительства объекта капитального строительства, а лишь указывают на разработку и согласование с инвестором эскизного проекта (пункт 4.1.3 проекта контракта), что также не позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком положений Закона об инвестиционной деятельности, согласно которому инвестиционный проект должен включать в себя проектную документацию.
Кроме того, в проекте контракта стороны поименованы как "инвестор" и "застройщик", тогда как в силу пункта 4 статьи 4 Закона об инвестиционной деятельности субъектом инвестиционной деятельности, который принимает обязательства по выполнению работ, является подрядчик.
С учетом изложенного, из совокупности условий закупки не представляется возможным сделать вывод о том, что заказчиком планируется к заключению договор на приобретение нежилого здания в рамках инвестирования в строительство, что не отражает реальную потребность заказчика, выраженную в проектировании и строительстве объекта капитального строительства, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что проведение закупки на приобретение здания путем инвестирования в строительство способствует тому, что заказчики не устанавливают единые требования к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в том числе наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), дополнительные требования о наличии опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, не соблюдают положения статьи 110.2 Закона о контрактной систем, что также идет в разрез с положениями законодательства о контрактной системе, направленными на допуск участников закупки, имеющих соответствующую квалификацию и опыт, необходимые для надлежащего исполнения обязательств по муниципальному контракту.
2. Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Так, в пункте 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Более того, пунктом 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, обязанностью заказчика является формирование с использованием единой информационной системы сведений, которые входят в описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, тогда как корреспондирующей обязанностью оператора электронной площадки является обеспечение возможности предоставления указанной информации, формируемой посредством функционала площадки, в составе заявки участника закупки.
Вместе с тем, описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона, в частности описание нежилого помещения (максимальные и (или) минимальные значения показателей и значения показателей, которые не могут изменяться), отсутствуют в извещении о закупке, сформированном посредством единой информационной системы, что противоречит пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункту 7 Правил N 145 и сделает невозможным подачу предложения участниками закупок посредством единой информационной системы и может привести к заключению контракта без включения сведений о характеристиках объекта недвижимости в проект контракта, который также формируется с использованием единой информационной системы.
3. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из извещения о закупке, описания объекта закупки следует, что местом исполнения обязательств является Российская Федерация, Челябинская область, Уйский р-н, Петропавловка с, земельный участок с кадастровым номером - 74:22:5101001:1107.
На заседании Комиссии заказчик предоставил сведения, согласно которым земельный участок находится в собственности муниципального района и будет передан победителю закупки на основании договора безвозмездного (срочного) пользования на период строительства объекта.
Вместе с тем, в извещении о закупке не определено, на каком праве данный земельный участок будет предоставлен победителю закупки, срок и порядок предоставления такого земельного участка, что свидетельствует о неопределенности данного условия исполнения контракта в нарушение части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, наличие правоустанавливающих документов на земельный участок является основанием для выдачи разрешения на строительство в силу статьи 51 ГрК РФ, в связи с чем неопределенность сроков передачи земельного участка может привести к нарушению регламентированных контрактом сроков возведения нежилого здания.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
4. Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Из подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что в предложении участника закупки в отношении объекта закупки указываются характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 к извещению о закупке, в котором в том числе указаны требованиям к максимальным и (или) минимальным показателям товара, а также к показателям, которые не могут изменяться.
При этом в графе "показатели, которые не могут изменяться" указано примечание со звездочкой, из текста примечания, которое размещено под табличной частью, предусмотрено следующее: "В случае установления заказчиком текстового показателя вместе с цифровым (при наличии) (к примеру, "не менее 10"), участником указывается такой показатель в неизменном виде (без изменения как словесного, так и цифрового показателя)".
Таким образом, в неизменном виде должны быть указаны текстовый показатель с цифровым в случае, если он содержится в графе с неизменными показателями, тогда как показатель центральной входной группы: "наличие витражного остекления с входной дверью без щелей, сколов, трещин и повреждений, имеющие не менее двух камер в стеклопакете, не имеющее повреждений, наличие дверного замка в рабочем состоянии, наличие не менее двух комплектов ключей) содержится в графе "максимальные и (или) минимальные показатели товара", что требует указания конкретных значений показателей по данному параметру.
На основании изложенного Комиссия не усматривает нарушения в действиях заказчика при формировании требований к содержанию и составу заявки и инструкции по ее заполнению.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 2, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 7 Правил N 145.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на день проведения внеплановой проверки контракт заключен.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 мая 2024 г. N 074/10/99-1170/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024