Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и 2 муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ГОРИЗОНТ" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области (извещение N 0869200000224004444), в присутствии:
- представителей ОГБУ "ЧРЦНИТ" (далее - заказчик) Филатова И.А., Шафиковой Е.А., Шамсудиновой Н.А., Горновой Е.П., Ворониной И.В., действующих на основании приказа от 29.07.2022 N 217-лс, доверенностей от 22.05.2024 N 19, от 22.05.2024 N 24, от 22.05.2024 N 20, от 22.05.2024 N 22;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Обвинцевой Н.С., Захарченко К.Е., действующих на основании доверенностей от 19.01.2024 N 01, от 10.10.2023 N 18;
- представителей ООО "Джи Динамика" (далее - победитель закупки) Александровой Е.В., Никитиной А.В., действующих на основании доверенностей от 01.04.2024, от 12.09.2022 N 011, в отсутствие представителей ООО "ГОРИЗОНТ" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 20.05.2024 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области (извещение N 0869200000224004444) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок 14.05.2024, изменение извещения о проведении электронного аукциона - 15.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 308 842,15 рублей. На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводу жалобы требование о наличии у участника сертификата эксплуатанта на авиационные работы с указанием вида "Воздушные съемки" ограничивает конкуренцию и сужает круг потенциальных участников. Не каждый обладатель сертификата эксплуатанта имеет способность выполнять картографические работы по созданию ортофотопланов, так как работы по аэрофотосъемке - это авиационные работы, тогда как создание ортофотопланов - картографические работы и требуют отдельного лицензирования. Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что назначение работ, указанных в описании объекта закупки, то есть работы по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территории населенных пунктов Челябинской области, относятся к аэрофотосъемочным работам и 3 являются прямой обязанностью подрядчика по соответствующему контракту и составляют целостный объект закупки.
Таким образом, требования о наличии действующего документа (сертификата эксплуатаита на авиационные работы с указанием вида "Воздушные съемки") установлено правомерно. Представители победителя закупки представили письменные пояснения и отметили, что основной объем работ по контракту представляет собой именно авиационные работы по аэрофотосъемке и подготовку к ним, в связи с чем установление требования о наличии сертификата эксплуатанта обоснованно. Заключая контракт с лицом, обладающим сертификатом эксплуатанта, заказчик, как лицо, несущее окончательную ответственность за качество и безопасность выполнения работ, может быть уверенным в их результате. В текущей геополитической обстановке заказчик должен убедиться, что все лица, задействованные в выполнении работ, прошли проверку Росавиации. Ссылка заявителя на то, что не каждый обладатель сертификата эксплуатанта имеет возможность выполнить картографические работы несостоятельна, поскольку не каждое лицо, способное выполнить картографические работы, способно выполнить и проконтролировать выполнение авиационных работ. Выполнение работ по итогам рассматриваемой закупки является аэротопографической съемкой, выполнение которой регулируется ГОСТ Р 59562-2021 Съемка аэрофототопографическая. Технические требования, и требование о том, чтобы участник имел право на выполнение и аэро-и топографичееских работ является очевидным следствием их специфики. В настоящем случае основная специфика выполнения работ заключается в выполнении аэрофотосъемки с последующей её обработкой и преобразованием в картографический материал, в связи с чем установленные заказчиком критерии к сертификации являются обоснованными, и позволяют выявить лицо, которое наиболее отвечает целям выполнения работ. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся 4 объектом закупки. Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе. Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. С учетом изложенного, участник закупки должен подтвердить свое соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в целях подтверждения наличия у него правоспособности, позволяющей осуществлять деятельность в ходе исполнения обязательств по контракту. Как следует из содержания извещения, объектом закупки является "Выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области". Извещением об осуществлении закупки установлены следующие требования к участникам закупки: "1.Наличие действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, а также установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований на вид работ (п. 2 "Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов"), выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Подтверждением наличия вышеуказанной лицензии является наличие записи в реестре лицензий. Участник закупки представляет выписку из реестра лицензий, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении, полученные в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" или документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена). Требование установлено в соответствии со статьями 3, 9, 12, 21 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2.Наличие действующей лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью 5 секретности: "Особой важности" или "Совершенно секретно" или "Секретно". Требования установлены в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
3.Наличие действующего документа (сертификата эксплуатанта на авиационные работы с указанием вида "Воздушные съемки"), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил в соответствии с Приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" (далее - Федеральные авиационные правила)". Аналогичные требования отражены в Приложении N 4 к извещению "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ".
Пункт 5 Технического задания (Приложение N 1 к извещению) раскрывает содержание работ, входящих в объект закупки:
1) подготовительные работы;
2) составление проекта аэрофотосъемки;
3) планово-высотная подготовка и наземное сопровождение аэрофотосъемочных работ;
4) аэрофотосъемочные работы (далее-АФС);
5) фотограмметрические работы по созданию ЦОФП;
6) составление технического отчета. Пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, образовательные организации и 6 организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством РФ, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Статья 21 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
В силу пункта 1 статьи 114 Воздушного кодекса РФ авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Воздушного кодекса РФ в целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Пунктом 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами. Пунктом 1.1 ФАП предусмотрено, что правила устанавливают требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы (далее - эксплуатант), включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта (приложение N 1 к ФАП). При этом в перечнем, установленным приложением N 1 к ФАП, предусмотрены такие авиационные работы, как: "2.
Воздушные съемки:
а) аэросъемочные работы;
б) аэрофотосъемочные работы;
в) телевизионные и киносъемочные работы". С учетом изложенного, работы, включенные в объект закупки, являются авиационными работами и относятся к целям, определенным для гражданской авиации, указанным в статье 21 Воздушного кодекса РФ, выполняются с использованием полетов гражданских воздушных судов.
Согласно пункту 2.1. ФАП эксплуатант должен владеть воздушным судном на праве собственности или ином законном основании. Пунктом 2.5. ФАП предусмотрено, что эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ на пилотируемых гражданских воздушных судах и беспилотных гражданских воздушных судах (далее - БВС) с максимальной взлетной массой более 30 кг по договору гражданско-правового характера 7 лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов (далее - авиационный персонал).
В соответствии с пунктом 2.10. ФАП эксплуатант должен владеть на праве собственности или ином законном основании производственными помещениями и иным имуществом, необходимым для выполнения заявленных авиационных работ.
Таким образом, в силу положений пункта 3 статьи 8, статьи 21, пунктов 1, 3 статьи 61, пункта 1 статьи 114 Воздушного кодекса РФ, ФАП требования сертификации эксплуатанта, выполняющего авиационные работы воздушными судами, в том числе на праве аренды, являются едиными для всех эксплуатантов гражданской авиации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (государственной, муниципальной, частной). Необходимо отметить, что согласно письму ФАС России от 11.11.2022 N ПИ/102875/22 в случае, если воздушные суда организаций, не имеющих сертификат эксплуатанта гражданской авиации на проведение авиационных работ, не зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации, и сами организации не относятся к гражданской авиации, правовые основания для участия в закупках, в которых установлено требование о наличии у участника закупки сертификата эксплуатанта, отсутствуют. Кроме того, в распоряжении Челябинского УФАС России имеется письмо МТУ Ространснадзора по Уральскому федеральному округу от 23.03.2023 N И/2.2/ОВ-3264 о недопущении нарушения воздушного законодательства РФ в области гражданской авиации при поведении закупок на выполнение авиационных работ, об обязательном порядке требования подтверждения наличия у потенциальных исполнителей авиационных работ сертификата эксплуатанта, выданного в соответствии с приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494.
Исходя из изложенного, установленное в извещении, в Приложении N 4 к извещению требование к участникам закупки о наличии сертификата эксплуатанта обусловлено объектом закупки и не противоречит законодательству о контрактной системе. Довод заявителя о том, что требование к участникам закупки о наличии сертификата эксплуатанта ограничивает количество потенциальных подрядчиков, которые могут выполнить работы по созданию цифровых ортофотопланов с привлечением субподрядных организаций, не подтверждается материалами дела, поскольку положениями извещения, в том числе проектом контракта, не предусмотрен запрет на привлечение субподрядных организаций, что в совокупности с положениями пункта 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ предполагает право на привлечение субподрядных организаций. Однако указанное не исключает подтверждение участниками закупки наличия специальной правоспособности в целях недопущения нарушений воздушного законодательства РФ при осуществлении закупок, в частности заказчиками Челябинской области. Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГОРИЗОНТ" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов 8 масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области (извещение N 0869200000224004444) необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-8762
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 мая 2024 г. N 074/06/105-1099/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024